WCO – World customs organization / Всемирная таможенная организация (ВТамО)____________________________________________
WCO – World customs organization Всемирная таможенная организация (ВТамО)
Rue du Marché, 30, B-1210 Brussels, Belgium Fax: +32 (0)2 209 92 62 История создания - Роль и функции - Деятельность - Структура - Члены - Издания
История создания берет начало в 1947г., с согласия правительств тринадцати европейских государств представленных в Комитете европейского экономического сотрудничества создать рабочую группу по изучению таможенных вопросов (Study Group). Группой исследована возможность создания межевропейского таможенного союза, основанного на принципах ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле).
1948г. – группой инициировано создание двух комитетов - Экономического, Таможенного. Экономический комитет стал прародителем Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Таможенный – развился в Совет таможенного сотрудничества.
1952г. – вступила в силу Конвенция о создании СТС.
Органом управления становился Совет, инаугурация прошла 26 января 1953
(Брюссель). С ростом членского состава организации, Совет решил провести замену рабочего названия на Всемирную таможенную организацию (1994). Целью изменения являлось желание более четкого обозначения, конкретизации проводимой институтом межправительственной деятельности. Сегодня, ВТамО представляет интересы 180 таможенных администраций со всех континентов земного шара. Члены ВТамО осуществляют таможенное обслуживание более 98% международной торговли. Исторические этапы развития:
1947г. – Тринадцать европейских правительств, членов ОЭСР, создают рабочую группу для исследования возможности создания Таможенного союза между различными европейскими государствами, на основе принципов ГАТТ.
1948г. – Рабочей группой принято решение о создании двух комитетов: Экономического – эволюционировавшего в ОЭСР, Таможенного – предшественника СТС.
4 ноября 1952г. – Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества.
26 января 1953г. – (Брюссель) проходит официальная сессия по инаугурации, состав - представители семнадцати европейских государств. Дата, официально становится праздником - Международным днём таможни.
25 сентября 1974г. – вступает в силу Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (другое название - Киотская конвенция). 21 мая 1980г. – Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений.
1 января 1988г. – Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (HS, Harmonized-System Convention, ГС).
1993г. – Советом ВТамО ратифицирована Декларация Аруша о Таможенной этике.
1994г. – переименование СТС во Всемирную таможенную организацию. Цель - четче обозначить международное значение деятельности организации.
1999г. – утверждена Обновленная Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Обновленная Киотская конвенция).
2002г. – ВТамО отмечает юбилей (50 лет). Своим присутствием, членов организации почтили Король Бельгии Альберт II, премьер-министр и министр финансов – Didier Reynders.
июль 2003г. – Советом принято Соглашение о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах(Ohannesburg Convention).
2005г. – одобрена Система стандартов для обеспечения безопасности и содействия глобальной торговле.
2006г. – запущена программа Колумбус (Columbus Programme) – крупнейшая Таможенная инициатива по наращиванию потенциала. Цель – поддержка внедрения Системы стандартов для обеспечения безопасности и содействия глобальной торговле. Начинает действовать Обновленная Киотская конвенция.
1 января 2007г. – выходит новое издание – ГС Номенклатура 2007.
1 января 2012г. – публикуется новое издание – ГС Номенклатура 2012.
Миссия ВТамО заключается в обеспечении общего руководства, инструктирования, поддержки таможенных органов с целью обеспечить безопасность, упростить процедуру законной торговли, получить доход, защитить общество, реализовать торговый потенциал. В рамках миссии Всемирная таможенная организация ставит перед собой следующие стратегические задачи:
I. Содействовать безопасности, упрощению международной торговли, включая упрощение, гармонизацию таможенных процедур (Пакет экономической конкурентоспособности - Economic Competitiveness Package). Организация проводит работу со своими действующими членами по обеспечению укрепления, роста экономической конкурентоспособности стран-участниц. Безопасность, упрощение торговых процедур – ключевой фактор влияющий на темпы развития национальной экономики, декларируется государствами как одно из основных направлений национальной политики для достижения процветания, богатства, борьбы с бедностью, экономического развития. В рамках ВТамО регулярно проводятся форумы по развитию инструментов упрощения и гармонизации таможенных процедур. II. Способствовать установлению справедливых, эффективных и действенных таможенных сборов (Пакет таможенных сборов - Revenue Package). Приоритетным направлением деятельности таможенных администраций остается сбор пошлин. Особенно такое положение дел касается стран, основной источник поступлений в бюджет которых происходит за счёт таможенных пошлин. Современные таможенные администрации нуждаются в соответствующем наборе инструментов, разработанных ВТамО и другими международными организациями, в целях обеспечения справедливых, эффективных и действенных сборов. III. Защита общества, общественного здоровья, безопасности. (Пакет по соответствию и безопасности - Compliance and Enforcement Package) Соответствие Таможенной границы условиям эффективности и результативности, является основополагающим фактором соблюдения законов и правил, достижения безопасности общества, роста конкурентоспособности экономики и развития мирового торгового рынка. Организация продолжает внедрять принципы и стандарты ГАТТ. В рамках деятельности производится обмен информацией между таможенными органами стран-участниц, координация оперативной деятельности заинтересованных таможенных администраций. IV. Укрепление организационного потенциала (Пакет развития организации – Organizational Development Package) ВТамО выступает всемирным центром по разработке, продвижению, поддержке современных таможенных стандартов, процедур, систем. Является лидером в области предоставления технической базы для строительства, укрепления таможенного потенциала. Разработка инструментов наращивания таможенных мощностей фактически имеет три составляющих, выделенных Комитетом по наращиванию потенциала (Capacitu Building Comitee): политическую волю, людей, партнерство. V. Содействие обмену информацией между заинтересованными сторонами Путем участия в форумах предоставляет возможность налаживать контакты, делиться информацией, практическим опытом между таможенными администрациями-членами, международными организациями, частными организациями, иными заинтересованными лицами. VI. Поднятие профессионального уровня и производительности таможни Цели организации и всего международного таможенного сообщества достигаются путем сотрудничества, диалога, установления партнерских отношений между правительствами, различными международными и региональными организациями, частным сектором. VII. Проведение аналитических исследований ВТамО проводит аналитические исследования широкого круга тем, касающихся работы таможенных учреждений, международной торговли используя большой набор опробованных методов. Целью исследований является повышение уровня квалификации, профессиональной культуры, базы знаний участвующих сторон
Ключевые направления деятельности ВТамО:
Классификация и номенклатура товаров «Гармонизированная система» (ГС) – универсальная международная классификация по описанию и кодировке товара, подготовленная ВТамО. ГС систематизирует 5000 товарных групп, определяющихся 6-значным кодом, поддерживающим установленные правила для достижения классификационного единства. Номенклатура применяется в 200 странах, как основа для установления своих таможенных сборов и систематизации статистических сведений по торговле на мировых рынках, где более 98% товара классифицируются ГС. Канал ГС гармонизирует таможенные, торговые операции, бездокументарный обмен торговыми данными, уменьшая расходы по международным торговым сделкам. Каналом пользуются правительства, международные организации, компании для формирования налогообложения, торговой политики, мониторинга товарооборота, ценообразования, грузовых тарифов, перевозок, управления квотами, аналитического оценивания состояния экономики. Система является универсальным экономическим звеном в кодировке товаров и незаменимым механизмом международной торговли. Поддержание ГС – приоритет для ВТамО. Этот вид деятельности включает меры по обеспечению единого толкования ГС и его периодического обновления в свете событий и технологических инноваций в торговом секторе. Организация управляет этим процессом через Комитет согласованной системы, рассматривающий вопросы политики, принимающий решения о классификации, разрешает споры, готовит изменения к пояснительным запискам. ВТамО не предоставляет информацию о: -тарифной номенклатуре товаров для частного сектора или частным лицам, но дает ее только для членов таможенной администрации страны-импортера/экспортера. -пошлинах, так как таможенные пошлины применяются членами ВТамО на национальном уровне. ВТамО также имеет ряд общедоступных баз данных, публикаций и аналитических инструментов по ставкам таможенных пошлин. Процедуры по упрощению С момента своего создания, ВТамО, при активном участии таможенных специалистов и партнеров по мировой торговле, стремится добиться баланса между упрощением таможенных и торговых процедур, их соответствия установленным требованиям. Организация разработала конвенции, стандарты, программы и предлагает правительствам стран-членов объединить усилия по упрощению торговых процедур в сочетании с таможенным контролем. Упрощение процедур торговых операций – ключевой фактор экономического развития экономик стран, что взаимосвязано с национальными программами по социальному благополучию, сокращению масштабов нищеты. В международной торговле работа таможенной системы обеспечивает ускоренные процессы клиринга, реализацию эффективных мер контроля, которые повышают доход, обеспечивают соблюдение национального законодательства. Упрощение процедур торговли, в контексте ВТамО, означает отход от ненужного ограничения торговли, что достигается путем применения современных методов и технологий, повышения качества управления на международной согласованной основе.
Преимущества, ожидаемые от упрощения торговых процедур Национальные администрации могут использовать действующие процедуры для усиления контроля, обеспечения надлежащего налогообложения, способствующего росту экономики, путем расширения торговли и поощрения иностранных инвестиционных проектов. Значительное число членов ВТамО – развивающиеся страны, нуждающихся в эффективных средствах управления, упрощении процедур торговли для увеличения доходов национальных правительств. Эти доходы вносят существенный вклад в программы, нацеленные повысить социальное и финансовое благополучие граждан. ВТамО работает по обязательствам, принятым международным сообществом, помогая наименее развитым странам обеспечить реальную интеграцию в международную торговую систему. ВТамО выразило готовность выступить партнером в области развития и формирования потенциала с международными организациями. ВТамО предоставляет членам организации техническую помощь, направленную на повышение роли торговых операций в устранении процедурных и институциональных проблем, увеличивающих операционные издержки.
Наращивание потенциала Секретариат ВТамО после тщательного анализа мировых направлений развития таможенных структур, создал всеобъемлющую стратегию для устойчивого поступательного развития управления таможенными и пограничными органами, удовлетворяющих потребности правительств. Стратегия утверждена Советом в 2003 году: -управление международной системой поставок -обеспечение социальной защиты -создание экономического статистического потенциала -поддержка потока доходов Все члены ВТамО имеют возможность влиять и управлять политикой, отвечающей национальным требованиям, региональным, международным обязательствам, а также поддерживать реализацию соответствующих операционных систем и процедур для удовлетворения этих обязательств. Наращивание потенциала – это разработка, внедрение принятых решений, достижение результатов. Для успешной реализации должен быть стратегический, целостный и структурированный подход к приоритетным, практическим, оперативным мероприятиям, основанным на надлежащей оценке потребностей. Основные и наиболее важные принципы стратегии наращивания потенциала ВТамО: -политическая воля, лидерство и приверженность целям -целостное развитие, способствующее изменению всей таможенной службы -взятие таможенными службами полной ответственности за реализацию программы по наращиванию потенциала. -целостность планов и проектов -партнерские отношения на глобальном, региональном и институциональном уровнях между таможенными, торговыми и научными организациями Для поддержки реализации стратегии разработан ряд инструментов и услуг, они включают в себя:
Наращивание потенциала и региональный подход Секретариат ВТамО уделяет большое внимание совершенствованию качества, актуальности и доступности деятельности по наращиванию потенциала, которые привели к развитию ВТамО. Основной аспект этой стратегии предполагает региональный подход, содействующий обмену между соседними странами идеями и действиями для достижения общей региональной цели: экономического роста и социального развития. Региональный подход по наращиванию потенциала имеет ряд преимуществ: он обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов ВТамО и позволяет сосредоточиться на тех областях, где заложен максимальный потенциал для регионального взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, такой подход способствует упрощению регионального сотрудничества, обеспечивает согласованность, взаимодействие деятельности по наращиванию потенциала, проводимой различными донорами в каждом регионе, который приводит к значительному увеличению финансирования и технической поддержке. В ходе сессии 2003 года Комиссия Всемирной таможенной политики пришла к выводу, что региональный подход должен рассматриваться в качестве общей основы принципов с возможными региональными вариациями и должен учитывать опыт, полученный из пилотных проектов.
Целостность Национальные таможенные администрации по всему миру играют ключевую роль в формировании торговых отношений, сборе доходов. Поэтому отсутствие целостности в таможенной системе снижает торговые и инвестиционные возможности, подрывает доверие общества к государственной администрации, ставит под угрозу благополучие всех граждан. Целостность является необходимым условием для правильного функционирования таможенных структур. Члены ВТамО обсуждают ключевые факторы для предотвращения коррупции и повышения уровня целостности ВТамО, через серию процессов самооценки, планирования действий, внедрения и оценивания с помощью ряда инструментов, которые были разработаны более чем десять лет назад. В июне 2005 года в ответ на рекомендации, вынесенные на ІІІ Глобальном форуме по борьбе с коррупцией и обеспечению честности и неподкупности, ВТамО подготовила первую версию Сборника лучших практик и разработала Базу данных целостности лучших практик.
Исследования Активное стремление к знаниям путем систематического исследования, объективного анализа, эмпирического доказательства, и рассмотрения местных условий, приносит огромную пользу при принятии политических решений. Имея это в виду, исследовательский отдел ВТамО проводит аналитические исследования политики по вопросам таможенной и международной торговли, занимается организацией научных конференций, где ученые и практики представляют свои работы.
Структура ВТамО
Совет образован согласно Конвенции о создании совета таможенного сотрудничества, для обеспечения гармонизации и унификации таможенных систем государств-членов. Совет – высший орган ВТамО, принимающий решения относительно функционирования Организации. Совет заседает 1 раз в 6 месяцев. Все члены ВТамО направляют в Совет своих делегатов. Страны, имеющие в Организации статус активного участника, имеют право на один голос. Представители правительств, организаций мирового уровня, не являющиеся членами ВТамО, могут быть участниками совещаний Совета, как наблюдатели без права голоса. Представители простого большинства членов Организации образуют кворум. Решения утверждаются большинством голосов не менее 2/3 членов, присутствующих на собрании и имеющих право голоса, кроме случаев по решениям, касающимся правил процедуры, где требуется большинство не меньше 2/3 голосов всех членов.
Функции Совета: -содействовать сотрудничеству Договаривающихся Сторон по реализации Конвенции -предлагать членам Организации пути достижения гармонизации таможенной системы -разрабатывать нормы и правила с целью их имплементации в национальное законодательство стран-участниц -обеспечивать единое толкование и исполнение положений Конвенций -информировать об изменении таможенных правил и процедур
Ключевые задачи Совета:
Комиссия политики создана как руководящая группа в Совете и собирается на совещания 2 раза в год, одно из которых проводится совместно с сессиями Совета. Члены Комиссии избираются Советом сроком на 2 года с возможностью продления полномочий на неопределенный срок, в то время, как Председатель Совета и заместители Председателя избираются сроком на 1 год только один раз. Состав Комиссии политики ограничен определенным количеством членов ВТамО, выбираемых Советом по региональному принципу Ключевые обязанностями Комиссии политики: -давать рекомендации Совету, соответствующим комитетам, по рассмотренным вопросам, предоставлять консультации Генеральному секретарю -обращаться к Генсекретарю по принятию необходимых срочных мер в интересах ВТамО -проводить экспертизу Стратегического плана, подготовленного Секретариатом -изучать бюджет по финансированию программ и рекомендовать Финансовому комитету формирование бюджетных расходов, рассматриваемых Советом -заслушивать отчет аудитора, учитывая замечания, сделанные ФК, и разрабатывать соответствующие рекомендации Совету
Финансовый комитет – консультативный орган, работает под управлением Совета ВТамО, при административной поддержке, оказываемой Секретариатом. Цель ФК – выполнять возложенные функции по финансовым правилам, одобренных Советом, изучать финансовые, бюджетные вопросы, направленные ему Советом, Комиссией политики или Генсекретарем, готовить сообщения по оценке всех ресурсов Организации. Доклад включает оценку баланса, предполагаемую прибыль и убытки, движение денежных средств и охватывает все операции, предусмотренные для соответствующего финансового года. Два участника, выплачивающие самые высокие взносы в бюджет Организации становятся членами Финансового комитета, а остальные члены избираются из числа кандидатов, активно работающих в регионах.
Ключевыми итогами ФК предыдущего финансового года являются: -изучение аудиторского отчета, подготовленного внешними финансовыми аудиторами ВТамО, вместе с комментариями Генерального секретаря -рекомендации комитета, на основе этого доклада и проверенных счетов за предыдущий финансовый год, чтобы Совет утвердил эти счета, принял предложения Генерального секретаря по распределению прибыли и убытков, одобрил работу Генсекретаря по финансовым обязательствам за предыдущий финансовый год -рассмотрение выполнения бюджета и поступления взносов стран-членов -одобрение мер, принятых в течение финансового года -рассмотрение финансовых последствий при выполнении новых задач, возложенных на Секретариат и не включенных в бюджет ассигнований, утвержденных Советом
В отношении следующего финансового года: -рассмотрение предварительной шкалы взносов стран-членов на следующий финансовый год -изучение на основе рекомендаций, сделанных Комиссией политики, бюджета по финансированию программам и штатному расписанию на следующий финансовый год -анализ финансовых последствий реализации Стратегического плана и информирование Комиссии Политики и Совета -участие, через своего председателя и его заместителя, в процессе отбора внешних финансовых аудиторов Рабочие документы, подготовленные для заседаний, рассылаются всем членам ВТамО для информирования. Члены ФК выбираются Советом. Рядовые члены Комитета, Председатель Комитета и его заместитель избираются сроком на 1 год с возможностью продления на неопределенный срок. Кворум Комитета составляет девять делегатов или их заместителей. Финансовый комитет закрыт для наблюдателей (кроме представителей Комитета по вопросам, связанным с условиями работы сотрудников ВТамО), в исключительных обстоятельствах, участники, не состоящие в ФК, приглашаются для участия в заседаниях. Внешние финансовые аудиторы представляют ежегодно перед Финансовым комитетом свой доклад и отвечают на любые вопросы по нему. Они приглашаются для дискуссии по конкретным пунктам повестки дня, относящихся к их финансовой или управленческой проверке.
Членами Всемирной таможенной организации являются 180 стран, среди которых Украина, представленная Государственной фискальной службой. -WCO Integrity Newsletter Issue -The Why & How of Performance Measurement Contracts |
// Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.