OSCE – Organization for Security and Cooperation in Europe / Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)____________________________________________
OSCE – Organization for Security and Cooperation in Europe Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Wallnerstrasse, 6 1010 Vienna, Austria
Tel.: +43 1 514 36 60 00 Fax: +43 1 514 36 69 96 E-mail: info@osce.org Website: www.osce.org ____________________________________________
История создания - Роль и функции - Деятельность - Структура - Члены - Издания
OSCE – международная организация, курирующая соблюдение безопасности, предупреждающая и помогающая урегулировать возникающие явления кризисного характера в странах.
1954г. – проходит дипломатическая встреча парламентариев Великобритании, СССР, США, Франции, на которой СССР выдвигает предложение о создании европейского объединения по безопасности, без участия США, как противовес НАТО.
1973г. – в столице Финляндии проходит ряд встреч на уровне министров иностранных дел США, Канады и 35 стран европейского континента. Утверждается «Голубая книга» с изложением позиций руководителей государств в отношении формирования европейских основ безопасности.
1975г. – созывается Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). По итогам этой встречи президенты США, Канады и руководители 33 государств Европы подписывают Хельсинский Заключительный акт. В документе содержится перечень правовых, военно-политических, экономических, обязательств, ставших центральными темами «Хельсинкского процесса». Было установлено 10 ключевых принципов (Декалог), регулирующих действия государств по отношению к своим гражданам, закрепив основы взаимодействия стран-участниц, и заложена основа для формирования системы безопасности всей Европы.
В период с 1975по 1990 гг. СБСЕ проводило свою деятельность в форме конференций, где рассматривались новые обязательства стран-участниц по установлению стабильности в Европе и эффективная реализация этих решений на практике.
1990г. – в Париже созван саммит, где рассматриваются проблемы создания новых административных подразделений. На саммите заключается Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
1994г.– в Венгрии проходят переговоры, при участии руководителей государств, где принимается Кодекс поведения при разрешении военных и политических спорных проблем. Поскольку круг выполняемых задач в общеевропейском пространстве расширялся, делегаты утверждают новое название для СБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Главенствующая роль ОБСЕ – поддержание основ безопасности и территориальной целостности европейских стран, выполнение функций тесно взаимосвязанных с реализацией этой миссии.
Функциями ОБСЕ является:
В Украине Миссия ОБСЕ с 1994г. обеспечивала разрешение конфликтной ситуации в АР Крым. В 1999г. по истечению срока действия мандата, Миссия завершила свою работу. В этот же год, согласно Меморандума о взаимопонимании, подписанном между ОБСЕ и украинским правительством, создается новое направление взаимодействия – координация проектов ОБСЕ в Украине. Функции Координатора проектов включают: планирование, реализацию и мониторинг проектов между украинскими правительственными органами и ОБСЕ. Проекты утверждаются Министерством иностранных дел Украины и касаются всех направлений работы ОБСЕ с привлечением представителей как от правительственных институций, так и от заинтересованных общественных объединений. Область проектной деятельности распространяется на три блока: -демократизация и надлежащее руководство -соблюдение прав человека -межпрограммный компонент, охватывающий аспекты безопасности в экономике, политике, экологии, военной сфере
Направления глобальной деятельности ОБСЕ
1.Надзор за вооружением Из-за большого количества избыточного вооружения после периода «холодной войны», выявляются факты незаконной торговли оружием. ОБСЕ, через свои миссии на местах, препятствует незаконному сбыту и распространению оружия, помогает его уничтожить. Форум по безопасности решает вопросы, разрабатывает документы, регламентирующие передачу обычных вооружений, устанавливает принципы, регулирующие его нераспространение.
2.Пограничное управление ОБСЕ стремится повысить безопасность государственных границ, облегчая путешествия и торговлю законным способом, защищая права человека и содействуя развитию человеческих взаимоотношений. В 2009 году Таджикистане открылось Высшее пограничное командное училище ОБСЕ, где получают необходимую подготовку будущие сотрудники ведомственных управлений пограничного контроля, согласно требованиям международных стандартов. Такая деятельность способствует приграничному сотрудничеству стран Центрально-Азиатского региона.
3. Борьба с торговлей людьми Проблема торговли людьми затрагивает почти все страны ОБСЕ. Это современная форма рабства оскорбляет человеческое достоинство, зачастую применяется психологический террор и физическое насилие. ОБСЕ отстаивает верховенство закона и соблюдение прав человека, обеспечивает мировой правопорядок, борется с преступностью, неравенством, дискриминацией, коррупцией, материальными лишениями и миграцией.
4. Антитеррористические меры ОБСЕ противодействует любым формам терроризма, способствует недопущению конфликтов и своевременному их предупреждению. Многие эффективные меры по борьбе с терроризмом распространяются на другие области, где ОБСЕ плодотворно работает, а именно: обучение сотрудников полиции и пограничного контроля.
6. Демократизация ОБСЕ помогает становлению демократических институций, проведению независимых, справедливых и прозрачных выборов, как основы для легитимно избранного правительства и президента. ОБСЕ оказывает техническую помощь по улучшению законодательной и административной базы для организации избирательного процесса в конкретных странах, поощряет гендерное равенство и недискриминацию, уважение прав человека, свободу СМИ.
5.Предотвращение и урегулирование конфликтов ОБСЕ работает по предупреждению случаев конфликтов, содействует во всеобъемлющей помощи при конфликтных чрезвычайных ситуациях, помогает процессу стабилизации ситуации в постконфликтных регионах, сотрудничает с подразделениями ООН и другими международными организациями, работающими в дестабилизированных зонах.
7. Хозяйственная деятельность ОБСЕ фокусируется на экономической независимости, поддерживает международное сотрудничество, помогает странам в укреплении инвестиционного климата, совершенствовании законодательной базы, ликвидации коррупции, процессу отмывания денег и финансирования терроризма. Также активно продвигает эффективное управление трудовой миграцией, предпринимательством, интегрированными международными транспортными сетями, согласованными процедурами пересечения границ.
8. Образование Образовательно-просветительные программы составляют неотъемлемую часть мероприятий ОБСЕ по стабилизации и постконфликтной реабилитации. Молодежные проекты включают права человека, изменения окружающей среды, толерантное отношение к национальным меньшинствам и гендерное образование.
9. Экологическая деятельность Признавая тесную связь между проблемами окружающей среды и стабильностью в регионе, ОБСЕ оказывает помощь странам-участницам по рациональному использованию природных ресурсов, поддерживает проекты по сохранению биоресурсов, безопасной утилизации токсических и радиоактивных отходов. ОБСЕ повышает экологическую осведомленность и стимулирует участие широкой общественности в ресурсосберегающих программах.
10. Гендерное равенство ОБСЕ стремится обеспечить предоставление равных возможностей для всех людей, в независимости от их половой принадлежности, интегрирует принципы гендерного равенства в политике и на практике, применяя внутри самой организации. ОБСЕ курирует проекты, по всему региону деятельности, расширяя возможности женщин, создавая местный потенциал и опыт по гендерным вопросам. Это способствует пересмотру национального законодательства и созданию механизмов обеспечения гендерного равенства.
11. Развитие и независимость СМИ Независимые и хорошо развитые СМИ являются показателем свободного демократического общества. ОБСЕ следит за событиями в масс-медиа, за фактами нарушения свободы слова и проявления цензуры, что включает: проверку законодательства, регулирующего работу информагентств, рассмотрение случаев преследования журналистов за их профессиональную деятельность. ОБСЕ занимается разработкой СМИ путем обучения и проведения мероприятий для специалистов масс-медиа.
12. Сотрудничество в проведении военной реформы Форум по безопасности, созываемый в Вене раз в неделю, создает прочную основу переговорного процесса между государствами-членами ОБСЕ по военно-стратегическим вопросам, формирует безопасное политическое пространство в регионах. Практическая работа ОБСЕ в этом сегменте нацелена на реформирование законодательства, сокращение и преобразование национальных армий, подготовку кадров, специализирующихся на правовой защите военнослужащих.
13. Толерантность, права национальных меньшинств Нетерпимость продолжает угрожать стабильности в обществе, поэтому мероприятия ОБСЕ направлены на повышение осведомленности о расизме, ксенофобии, антисемитизме и нетерпимости в отношении христиан, мусульман и других верующих. ОБСЕ способствует соблюдению прав нацменьшинств и уделяет особое внимание положению ромов и синти, способствуя их интегрированию в общественную жизнь, и стремится наиболее эффективно урегулировать этнические конфликты.
14. Правоохранительная деятельность ОБСЕ сотрудничая с национальными полицейскими структурами, стремится сосредоточиться на глобальных вызовах обществу, связанных с транснациональной организованной преступностью, оборотом оружия и наркотиков, торговлей людьми, неспособностью отстаивать верховенство закона и нарушению прав человека. Мероприятия включают: получение полицейского образования, подготовку кадрового состава, охрану общественного порядка, проведение административных и структурных реформ. ОБСЕ имеет свои собственные программы по реформированию полиции и ее развитию.
Секретариат,возглавляемый Генеральным секретарем, координирует деятельность ОБСЕ, осуществляет оперативную помощь миссиям ОБСЕ, решает вопросы кадрового, финансового, административного обеспечения. ОБСЕ взаимосотрудничает с государственными структурами и различными организациями, информирует общественность посредством коммуникации со СМИ.
Действующий председатель сменяется ежегодно. На этом посту работает министр иностранных дел из страны, являющейся членом ОБСЕ. Координировать работу, следить за осуществлением полномочий исполнительными органами ОБСЕ ему помогают бывший и будущий председатель, и Генеральный секретарь.
Парламентская ассамблея проходит трижды в год, при участии 323 членов парламентов 56 государств, состоящих в членстве ОБСЕ. На ассамблее заслушиваются результаты работы ОБСЕ, проводятся дебаты, переговоры, даются обширные политические рекомендации по актуальным темам, привлекаются делегаты от национальных парламентов для реализации миссии ОБСЕ.
Верховный комиссар по делам национальных меньшинств курирует вопросы по разрешению действующих и назревающих возможных конфликтов, возникающих на почве этнических особенностей, направляет работу ОБСЕ в этой сфере на выстраивание дружеских и стабильных межгосударственных взаимоотношений, устранение последствий межэтнической розни.
Бюро по демократическим институтам и правам человека находится в Польше. Бюро ответственно за развитие и соблюдение принципов демократии и прав человека, помогает организовать процесс работы ОБСЕ в региональных представительствах, предоставляя консультирование и проводя тренинги для сотрудников органов правопорядка, педагогов, работников социальной сферы по вопросам толерантного отношения ко всем гражданам, в независимости от их расовой и религиозной принадлежности.
Представитель по вопросам свободы СМИ следит за соблюдением прав журналистов, свободного и независимого освещения проблем в масс-медиа и реагирует принятием адекватных мер, в случае невыполнения этого принципа.
Суд по примирению и арбитражу помогает разрешить возникающие спорные ситуации между странами-участницами спора, на основании Конвенции по примирению, которую подписали страны для упрощения механизма решения конфликтных правовых коллизий.
В ОБСЕ принимают участие 57 стран, среди них и Украина, будучи полноправным членом ОБСЕ, ежегодно платит членский взнос в размере 494 960 евро.
-ежегодный отчет о деятельности ОБСЕ -Annual Report of the Secretary General on Police-Related Activities in 2014 -журнал «Security Community» -газета ОБСЕ -International Mine Action Standards: the Establishment of a Mine Action Programme -Handbook for Monitoring Administrative Justice -Handbook for the Observation of Campaign Finance -Guide on Social Services for Children and their Families -Yearbook of the OSCE Representative on Freedom of the Media -Factsheet: ODIHR Update
|
// Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.