ICC – International criminal court / Международный уголовный суд (МУС)____________________________________________
ICC – International criminal court Международный уголовный суд (МУС)
Po Box 19519,
Tel.: + 31 (0)70 515 85 15 Fax: +31 (0)70 515 85 55 E-mail: sales@intersputnik.com Website: www.icc-cpi.int ____________________________________________
История создания - Роль и функции - Деятельность - Структура - Члены - Издания
ICC – международный трибунал, осуществляющий свою юрисдикцию на основе Римского статута.
1919г. – по окончанию I мировой войны в Париже созвана конференция, где впервые рассматривается возможность образования трибунала международного уровня для рассмотрения преступлений, содеянных государственными деятелями.
1937г. – в Женеве проходит конгресс, инициированный Лигой Наций. В очередной раз была затронута тема учреждения судебного органа по рассмотрению уголовных преступлений. Впервые представителями 13 государств подписывается Конвенция, регламентирующая образование международного стационарного судебного органа. Но этот документ та и не был ратифицирован. После ІІ мировой войны, страны-союзники по антигитлеровской коалицииучредили 2 Международных военных трибунала, заседающих в Нюрнберге и Токио по рассмотрению актов преступлений и вынесению приговора немецким и японским военным лидерам.
1948г. – Генассамблея ООН считает целесообразным образование Суда, в юрисдикцию которого вошло право рассматривать акты преступных деяний, совершенных в период ІІ мировой войны. Комиссия международного права (КМП) по просьбе Генассамблеи, подготовила два Устава, но с 1950 года началась «холодная война», их рассмотрение отложили, что сделало учреждение Суда нереальным с политической точки зрения.
1989г. – премьер-министр Тринидад и Тобаго Робинсон направил Генассамблее ООН письмо, содержащие прошение о формировании стационарного уголовного суда международного уровня, уполномоченного рассматривать и преступные акты, касающиеся нелегального оборота наркотиков. Генассамблея вновь поручила КМП разработать уставной документ для Суда.
1993-1994г. – Совбез ООН учреждает Международные уголовные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде для осуждения лиц – организаторов крупномасштабных преступлений, совершенных вооруженными группировками. Оба трибунала были сформированы для изучения фактов преступных действий, совершённых исключительно в четкий отрезок времени и в ходе конкретного конфликта, поэтому мировое сообщество достигло совместной договоренности о необходимости формирования международного стационарного уголовного трибунала.
1994г. – КМП направила Генассамблее разработанный финальный проект Статута Международного уголовного суда и предложила созвать совещание для обсуждения этого проекта.
1995г. – после рассмотрения доклада Комитета, Генассамблея учредила Подготовительный комитет (ПК) по формированию МУС.
С 1996 по 1998г. – проведено 6 заседаний ПК в штаб-квартире ООН, где неправительственные организации представляли материалы и участвовали в совещаниях под патронатом членов коалиции, активно выступающих за создание МУС.
январь 1998г. – Бюро и представители ПК созывают межсессионное совещание в Зютфене (Нидерланды) для технического формирования и размещения статей в проекте Статута.
июнь 1998г. – в Риме, под эгидой ООН, созвана дипломатическая конференция, при участии делегатов из 148 стран, с целью проведения заключительных переговоров о Статуте МУС.
17 июля этого же года методом голосования одобрен Римский статут – основополагающий документ для образования и работы МУС. Документ приняли 120 государств, против проголосовало – 7 (Китай, Ирак, Израиль, Ливия, Катар, США, Йемен), 21 государство воздержалось от голосования.
1 июля 2002г. – Римский статут приобрел правовую силу после его ратификации шестьюдесятью государствами
2003г. – Ассамблеей стран-участнииц МУС избран первый состав судей, в который вошли 18 человек.
июль 2005г. – МУС выдает первые ордера на аресты подозреваемых.
2006г. – проводятся первые досудебные слушания.
2010г. – в Кампале (Уганда) проведена первая Конференция стран-участниц Статута, рассматривающих положения данного документа. Принимаются дополнения: статья 8-бис устанавливает преступление агрессии и излагает порядок, позволяющий МУС преследовать лиц, которым инкриминируется совершение таких действий. Эта поправка указывала, что МУСразрешается исполнять юридические процедуры в отношении лиц, привлекающихся к ответственности за преступления агрессии, если за принятие поправки в ноябре 2017г. проголосуют члены Ассамблеи и эти изменения будут ратифицированы минимум 30 странами-участницами Римского статута.
С 2011г. – ежегодно 17 июля международной общественностью отмечается День международного уголовного правосудия, знаменуемый годовщину принятия Римского статута.
2012г. – МУС вынес первое решение, признав виновным конголезского лидера повстанцев Томаса Лубангу Дьило в военных злодеяниях, привлечении детей к военной службе и к участию в военных столкновениях.
Главная роль МУСзаключается в реализации статей Римского статута с целью справедливого осуждения и наказания лиц, виновных в совершении преступных актов против человечности, фактов геноцида, военных преступлений. Международный характер деятельности показывает, что индивидуальная уголовная ответственность высших политических руководителей, лидеров военных группировок, других лиц, причастных к нарушению международного права по доказанным фактам преступных действий будет неотвратима.
Функции МУС:
МУС имеет полномочия привлечь к уголовной ответственности не государства, а конкретных политических деятелей, совершивших противоправные деяния: геноцид, военные преступления, преступления против человечности. Есть три требования Римского статута обязательных для выполнения, прежде чем судебное дело может быть возбуждено. Необходимо, чтобы были удовлетворены требования по юрисдикции: -предметной (действия составляющие преступление) -персональной или территориальной (место совершения преступления, кто его совершил) -временной (период совершения преступления)
Предметная юрисдикция суда действует в рамках таких категорий преступлений:
Геноцид – действия намеренного характера, направленные на полную/частичную ликвидацию людей по расовому, этническому признаку, религиозной и социальной принадлежности.
Преступления против человечности – действия, нацеленные на мирных граждан, совершенные в ходе систематических и широкомасштабных агрессивных действий.
Военные преступления – несоблюдение международных правил ведения войны, оговаривающих поведение участников конфликта в период военных действий по отношению к военнопленным, мирному гражданскому населению, памятникам культуры.
Преступления агрессии С 2017г. МУС сможет рассматривать еще одну категорию дел – акты агрессии. Эта норма зафиксирована в Римском статуте, но вступит в действие с 2017г., если за нее проголосуют страны-участницы Ассамблеи по поводу отнесения такого типа преступлений к юридическим полномочиям МУС. Статья содержит перечень актов агрессии, таких как: аннексия, блокада территорий, в том числе морских портов, спланированная подготовка к нападению, военная оккупация, направление вооруженных бандформирований, нерегулярных сил, диверсионных групп другими государствами, что приводит к нарушению суверенитета, территориальной целостности, политической независимости страны.
Персональная и территориальная юрисдикция МУС правомочен рассматривать исключительно те злодеяния, совершенные в пределах страны-участницы Статута или гражданином этой страны. При не соблюдении этих факторов, Суд не возбуждает уголовное дело. Этот принцип дает гарантию, что страна самостоятельно принимает решение о правомочности распространения судебных решений на действия лиц, имеющих гражданство этой страны или собственную территорию. Исключая случаи, когда Совбез ООН имеет право направлять в МУС сведения о преступлении, содеянном вне территории страны-участницы и не ее гражданином.
Временная юрисдикция Правомочность Суда во временном периоде действует с даты ратификации Римского статута, поэтому преступления, совершенные до 1 июля 2002г. не подлежат судебному рассмотрению.
Жертвы и свидетели Одной из инноваций Статута МУС, его процедурных правил и методах сбора доказательной базы является серия прав, предоставленных жертвам. За период осуществления международного правосудия по уголовным делам впервые жертвы получили возможность на основании положений Статута представить свои мнения и замечания в ходе рассмотрения дела. Участие в судебном процессе может осуществляться на различных этапах судопроизводства и может проходить в различном формате. Участие в судебных слушаниях, во многих случаях, происходит через законного представителя и проводится «в форме, не наносящей ущерба и совместимой с правами обвиняемого и проведением справедливого и беспристрастного судебного разбирательства». В рамках Римского статута жертвам обеспечивается возможность быть услышанными и получить, при необходимости, некоторую компенсацию за их страдания. Именно этот баланс между карательной и восстановительной юстицией, позволяет МУС не только привлекать преступников к ответственности, но и помогать жертвам вернуться к полноценной жизни.
Внесудебная работа Для того, чтобы суд мог выполнять свой мандат его роль и судебная деятельность должны быть поняты различными аудиториями. Для этого была создана, информационно-пропагандистская программа Суда, чтобы гарантировать, что пострадавшее население в ситуациях, подлежащих расследованию или судебным разбирательствам, сможет понять и следить за работой суда через различные фазы его деятельности. Пропаганда является одной из различных функций внешних коммуникаций Суда, включая общественную информацию, определенную в Комплексной стратегии по внешним отношениям, информированности общественности:
Работа МУС регулируется с помощью Ассамблеи государств-участников, состоящей из государств, являющихся участниками Римского статута. Ассамблея избирает должностных лиц Суда, утверждает бюджет, принимает изменения к Римскому статуту. В структуру самого Суда входит четыре органа:
Президиум осуществляет общее руководство делами МУС, кроме Канцелярии Прокурора, реализует обязанности, делегированные Президиуму согласно Статуту. В Президиум входит Председатель и два его заместителя, избираемые судейским составом МУС методом голосования сроком на 3 года, с возможностью однократного переизбрания.
Коллегия судей включает восемнадцать судей, выполняющих свои должностные обязанности в отделениях: судебном (6 человек), предварительного производства (6 человек), апелляционном (4 человека). Судьи каждого Отделения заседают в палатах, ответственных за проведение судебных процедур на различных этапах. Выбираются судьи государствами-участниками Ассамблеи на девятилетний период, согласно функциональным особенностям отделений, квалификационной подготовки и стажа работы в области судопроизводства, таким образом, чтобы в 3 отделениях работало оптимальное сочетание экспертов в сфере международного процессуального права, представляющих региональные группы: Европы, Азии, Африки, Южной Америки. Канцелярия Прокурора (КП) гарантирует предоставление достоверной и полной информации о правонарушениях, подпадающих под юрисдикцию Суда. КП отвечает за изучение представленных материалов, проведение досудебного следствия и уголовного преследования. На должность главного Прокурора избирается кандидат из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих высокие моральные качествами и значительный опыт в ведении уголовных судебных процессов, методом тайного голосования представителями Ассамблеи стран-участниц.
Секретариат несет ответственность за внесудебные процедуры руководства делами и оказание административной поддержки Суду. Это структурное подразделение возглавляет Секретарь, избираемый судьями на 5 лет, для выполнения его функциональных обязанностей под руководством Председателя Суда. МУС также включает в себя ряд полуавтономных отделений, таких как Бюро общественных адвокатов для потерпевших и Управление публичной адвокатской защиты. Эти структуры образованы для административной работы, но в особых случаях могут функционировать как полностью независимые отделения. Ассамблея государств-участников создала Целевой фонд для поддержки пострадавших от преступлений и помощи семьям потерпевших.
Подписанты Римского статута – 123 государства, но 31 страна этот документ не ратифицировала, среди них и Украина. 17 апреля 2014г. правительство Украины подало декларацию в соответствии со статьей 12 (3) Римского статута о признании юрисдикции МУС в период совершения преступлений на ее территории с 21 ноября 2013г. по 22 февраля 2014г.
-Reporting on the ICC - A Practical Guide for the Media -Утвержденный бюджет по программам на 2015 МУС -Eleventh Report of the Court to the UN for 2014/15 -2014 Report of the Advisory Committee on Legal Texts -Approved Programme Budget for 2015 of the ICC -Доклад МУС об информационной стратегии 2011 -2013 -журнал Международного уголовного суда -Бюллетени:
|
// Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.