UNCTAD — United Nations Conference on Trade and Development / Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
Просмотров: 49590
01 сен 2012
____________________________________________
UNCTAD — United Nations Conference on Trade and Development
Конференция ООН по торговле и развитию ( ЮНКТАД)
Palais des Nations СН-1211 Geneva 10, Switzerland.
Теl: 22 734 60 11; Fax: 41 22 733 65 42; Tlx: 28 96 96.
E-mail: unctadpress@unctad.org
Website: http://unctad.org
____________________________________________
История создания - Государства-члены - Структура и Деятельность - Издания
1964 - организация создана решением ООН в качестве постоянного органа. Цели организации: поощрение международной торговли, в особенности в развивающихся странах для ускорения экономического развития; координация действий международных организаций, учреждений ООН, правительств в области международной торговли; разработка, внедрение принципов, политики, касающихся международной торговли и проблем экономического развития.
История создания Конференции ООН по торговле и развитию
В начале 1960-х годов, растущая озабоченность в отношении места развивающихся стран в международной торговле заставило многие из этих стран признать необходимость проведения полноценной конференции, посвященной решению текущих проблем и выработке унифицированной международной стратегии.
Проведение первой Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию состоялось в Женеве в 1964 году. Осознавая масштабы проблем и необходимость их решения, было принято решение проводить конференцию каждые четыре года, и, кроме того, межправительственные совещания в периоды между сессиями. Для оказания необходимой материально-технической поддержки был создан постоянный Секретариат ЮНКТАД.
Одновременно, развивающимися странами была создана Группа 77 («группа семидесяти семи» или G-77) в рамках которой эти страны намеревались заявить о своих проблемах. На сегодняшний день G77 насчитывает 131-ого действительного члена.
Первым Генеральным секретарём организации был избран известный аргентинский экономист Рауль Пребиш (Ral Prebisch), который в то время возглавлял Экономическую комиссию при ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну.
Этап I: С 1960 по 1970. В первое десятилетие работы, ЮНКТАД приобрела признание как основной межправительственный форум для ведения диалога Север-Юг и переговоров по вопросам, представляющих интерес для развивающихся стран, в том числе для ведения дебатов касательно темы "нового международного экономического порядка". Кроме того, организация проводила аналитические исследования и предоставляла консультации участникам в вопросах развития.
В этот период своей деятельности ЮНКТАД принимала активное участие в подписании следующих соглашений:
- Соглашение об Общей Системе Преференций (1968), в которой развитые страны подтверждали своё согласие предоставить приоритетное право доступа к собственным рынкам экспорта для развитых стран. В рамках этого соглашения был также принят ряд актов в отношении сырьевых товаров, с целью стабилизировать цены на основную экспортную продукцию развивающихся стран.
- Конвенция о Кодексе Проведения Линейных Конференций, в которой закреплялось право развивающихся стран содержать собственный торговый флот.
- Свода Утверждённых Правил Унифицированных Принципов и Правил по Практическому Контролю и Ограничению Бизнеса. Эта работа позднее развилась в то, что сегодня известно как "принципы торговли и конкуренции" ("Trade and Competition Policies").
Кроме того, ЮНКТАД настояла на том, чтобы 0,7% от валового внутреннего продукта (ВВП) развитых стран было направлено в качестве официальной помощи в беднейшие страны для их развития. Соответствующая норма была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1970 году. С этой целью ЮНКТАД была выявлена группа наименее развитых стран (НРС) в 1971 году и выявлена необходимость обратить особое внимание на особые потребности этих беднейших стран. В то же время ЮНКТАД выступила в роли координационного центра в рамках системы ООН по решению проблем НРС, связанных с развитием их экономик.
Этап II. С 1980 по 1990. В 1980 году ЮНКТАД столкнулась с изменениями в экономической и политической среде. Произошли значительные преобразование в экономических политиках большинства стран мира - стратегии развития их экономик стали ориентированными на рынок. Происходила повсеместная либерализация торговли и приватизация государственных предприятий. Ряд развивающихся стран оказался ввергнутым в затяжной долговой кризис. Несмотря на внедрение программы структурной перестройки Всемирного банка и Международного валютного фонда, большинство развивающихся стран, пострадавших от кризиса, так и не смогли восстановиться. Часть из них демонстрировала отрицательные темпы роста и высокий уровень инфляции. В свете таких событий 1980-е годы стали известны как "потерянное десятилетие", в особенности отрицательно этот период отразился на Латинской Америке.
В то же время возросла и взаимозависимость экономик мира. Конференции ООН по торговле и развитию пришлось приложить усилия для создания аналитической базы при проведении межправительственных дискуссий. В особенности такой подход оказался важен в решении вопросов макроэкономического управления, международных финансов и валютных операций.
В этот период ЮНКТАД расширила сферу своей деятельности по оказанию помощи развивающимся странам по интеграции в мировую торговую систему. Особенно следует отметить оказание технической помощи, предоставляемой ЮНКТАД для развивающихся стран, в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров, которые начались в рамках Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (GATT) в 1986 году. ЮНКТАД также принадлежит ключевая роль в проведении переговоров по принятию Генерального Соглашения по Торговле Услугами (GATS).
Работа ЮНКТАД над повышением эффективности торговли (упрощение таможенного контроля, мультимодальные перевозки) стала важным вкладом в получении дополнительных прибылей от торговли развивающимися странами. Также ЮНКТАД помогала развивающимся странам в реструктуризации государственного долга в рамках переговоров Парижского клуба.
В рамках содействия сотрудничеству Юг-Юг в 1989 году вступило в силу Соглашение о Глобальной Системе Торговых Преференций между развивающимися странами (GSTP). Соглашение предусматривало предоставление тарифных и нетарифных преференций в отношении её членов. На сегодняшний день соглашение ратифицировано 44 странами.
Этап III. С 1990-х годов по сегодняшний день. Ключевым событием в международном контексте стало проведение Уругвайского раунда торговых переговоров в рамках GATT и создание Всемирной Торговой Организации 1995 года. Это привело к укреплению правовой базы, регулирующей международную торговлю, а также к впечатляющему росту международных финансовых потоков, что в свою очередь привело к росту финансовой нестабильности и волатильности.
В ходе своей аналитической деятельности ЮНКТАД заранее предупредила о рисках и разрушительном воздействии финансового кризиса на мировую экономику.
ЮНКТАД выдвинула концепцию необходимости создания ориентированной на развитие "международной финансовой архитектуры", учитывая приток прямых иностранных инвестиций и развитие глобализации.
В этот период ЮНКТАД подчеркнула необходимость дифференцированного подхода к проблемам развивающихся стран. На десятой конференции, состоявшейся в Бангкоке в феврале 2000 года, была принята политическая декларация – «Дух Бангкока» ("The Spirit of Bangkok"), в качестве основной стратегии, направленной на развитие экономик в процессе глобализации.
В последние годы, ЮНКТАД сосредоточила свои аналитические исследования в области взаимосвязи между торговлей, инвестициями, технологиями и развитием предпринимательства.
Страны-члены Конференции ООН по торговле и развитию
Членами ЮНКТАД являются 194 государства, из них 159 члены ООН. Высшим органом управления Конференции ООН по торговле и развитию является Сессия, которая проходит 1 раз в 4 года.
Членами ЮНКТАД являются:
Афганистан, Албания, Алжир, Ангола, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Австралия, Австрия, Азербайджан, Багамские острова, Бахрейн, Бангладеш, Барбадос, Беларусь, Белиз, Бельгия, Бенин, Бутан, Боливия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Бруней-Даруссалам, Болгария, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Ватикан, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Габон , Гамбия, Гондурас, Грузия, Германия, Гана, Греция, Гренада, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гайана, Гаити, Демократическая Республика Конго, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Зимбабве, Исландия, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Ирландия, Израиль, Италия, Иордания, Испания, Йемен, Катар, Камбоджа, Камерун, Канада, Кабо-Верде, Китай, Колумбия, Коморские Острова, Конго, Коста-Рика, Кот-д'Ивуар, Куба, Кипр, Казахстан, Кения, Кирибати, Кувейт, Кыргызстан, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Латвия, Лесото, Ливан, Либерия, Ливийско-Арабская Джамахирия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мали, Мальта, Маршалловы Острова, Маврикий, Мавритания, Мексика, Микронезия, Молдова, Монако, Монголия, Марокко, Мозамбик, Мьянма, Намибия, Народно-Демократическая Республика Корея, Науру, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Нигер, Нигерия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Объединенная Республика Танзания, Оман, Пакистан, Палау, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Румыния, Россия, Руанда, Сальвадор, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сейшельские Острова, Сьерра-Леоне, Сингапур, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Соломоновы Острова, Сомали, Судан, Суринам, Свазиленд, Сирийская Арабская Республика, Республика Македония, Таджикистан, Таиланд, Тимор-Лешти, Того, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тунис, Туркменистан, Турция, Тувалу, Уганда, Украина, Уругвай, Узбекистан, Филиппины, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Центральноафриканская Республика, Чад, Чили, Черногория, Чешская Республика, Шри-Ланка, Швеция, Швейцария, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эстония, Эфиопия, Южная Африка, Южный Судан, Ямайка, Япония.
Структура и Деятельность Конференции ООН по торговле и развитию
Между сессиями руководство ЮНКТАД осуществляет Совет по торговле и развитию. В соответствии с решением Совета созданы комитеты:
- Комитет по сырьевым товарам;
- Комитет по промышленным товарам;
- Комитет по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей;
- Комитет по передаче технологии;
- Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и по морским перевозкам;
- Специальный Комитет по преференциям (приоритетным проблемам).
Заседания Совета проводятся ежегодно. Выполнение текущей работы обеспечивает Секретариат, организующий работу комитетов. Возглавляет Секретариат Генеральный Секретарь, который также руководит работой Совета. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН на срок 3 года.
Комитет по морским перевозкам занимается проблемами расширения мировой торговли развивающихся стран, усиления эффективности и участия этих стран в мировой системе морского транспорта. Важными направлениями работы Комитета являются передача новых технологий морского транспорта, мультимодальные перевозки, активизация работы портов, развитие флота, расширение объема и ассортимента товаров и услуг в развивающихся странах, стабилизация и усиление международного рынка товаров, увеличение объема экспорта развивающихся стран через оказание технической помощи и консультаций, и другие проблемы международного морского судоходства.
Комитет активно участвует в разработке международных правовых норм применяемых в морском судоходстве. Это: Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций; Конвенция ООН об условиях регистрации морских судов; Конвенция ООН о международных мультимодальных перевозках грузов, которая устанавливает режим одиночной ответственности за международную перевозку партии товаров при использовании более чем одного вида транспорта; Конвенция ООН о перевозке грузов морем, также известная как "Гамбургские правила", регулирующая отношения между участниками транспортировки грузов в международной торговле.
При непосредственном участии Конференции ООН по торговле и развитию была разработана и принята Конвенция об условиях регистрации морских судов. Конвенция состоит из 22 статей и трех приложений, содержащих минимальные условия, которые должны выполняться при регистрации судов в национальном реестре. Статья 4 Конвенции говорит о том, что каждое Государство, прибрежное или не имеющее выхода к морю, имеет право управлять судами, плавающими под его флагом в открытом море. Суда имеют национальность государства, под флагом которого они имеют право плавать. Суда могут плавать под флагом только одного государства. Они не могут быть внесены в судовые реестры двух и более государств. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки в порту, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. В Приложении 1 указываются меры по защите интересов стран-поставщиков рабочей силы.
Комитет сотрудничает со многими международными организациями, работающими в области международного морского судоходства. ЮНКТАД активно участвует в программе ПРООН по подготовке кадров и проведению семинаров.
Издания Конференции ООН по торговле и развитию
—"Review of Maritime Transport" — ежегодный обзор;
— материалы работы рабочих групп и подкомитетов UNCTAD;
— UNCTAD Guide to Publication — Руководство по публикациям ЮНКТАД.
____________________________________________
Источники:
1) A Brief History of UNCTAD
2) Press Release ORG/1469
3) UNCTAD's Member States dle
|