SAR – Seas At Risk / Моря подвержены риску____________________________________________ SAR – Seas At Risk
Rue d'Edimbourg 26, 1050 Brussels, Belgium
Tel: +32 (0)2 893 0965 E-mail: secretariat@seas-at-risk.org Website: www.seas-at-risk.org ____________________________________________ История создания - Роль и функции - Деятельность - Структура - Члены - Издания
Seas At Risk – экологическая организация, продвигающая амбициозную политику в области защиты морской среды на европейском и международном уровнях. Организация «Моря подвержены риску» изначально была образована в качестве фонда, но 1 января 2007г. стала некоммерческой ассоциацией. Источником финансирования деятельности Seas At Risk являются взносы, поступающие от членских организаций и гранты, предоставляемые внешними организациями: Европейской Комиссией, Adessium Foundation, ClimateWorks Foundation, Европейским климатическим фондом, Oak Foundation, Oceans5, Funding Fish, Pew Charitable Trusts, Фондом Виллума, Фондом Ватерлоо, Plastic Solutions Fund. Главная роль Seas At Risk – проводить действия, направленные на защиту и восстановление морской среды. Хотя работа Организации охватывает все проблемы, связанные с морской средой, а также регулярно ведется работа над множеством различных морских экологических проблем, существуют некоторые основные принципы, которые превосходят отдельные проблемы и направляют деятельность SAR. Сотрудники Seas At Risk информируют организации-члены о соответствующих изменениях в политике и возникающих проблемах, а отдельные организации-члены помогают обеспечить правильное информирование национальных правительственных делегаций на международных встречах и осведомленность о национальных проблемах в секторе окружающей среды. Они помогают следить за прогрессом государств-членов в осуществлении политики, согласованной на международном уровне, предоставляя сотрудникам Seas At Risk обширный опыт, которым они могут воспользоваться, поддерживая эту работу Seas At Risk: -участвует в процессах управления, сотрудничает с европейскими, международными и региональными неправительственными организациями, такими как: Международная морская организация (IMO), Комиссия ОСПАР, Консультативные советы по региональному рыболовству; -облегчает обмен информацией между членами; -собирает, анализирует, распространяет информацию; -координирует совместные действия по разработке политики и общественным консультациям; -организует проведение практикумов и семинаров; -освещает проблемы окружающей среды и разработку политик в рамках своей внешней коммуникационной работы.
Организация «Моря подвержены риску» считает, что: 1.Использование человеком живых элементов морской среды или взаимодействие с ней должно осуществляться на устойчивой основе, без ущерба/вреда для окружающей среды при поддержании естественных процессов и экологического равновесия. 2.Эксплуатация человеком невозобновляемых морских ресурсов должна осуществляться в установленные сроки, предоставляя возможность разрабатывать устойчивые альтернативы, не приводящие к ухудшению состояния окружающей среды для поддержания естественных процессов. Природные процессы, не используемые человеком, должны быть защищены в равной степени и таком состоянии, в котором они находятся 3.Экологические проблемы должны решаться с помощью комплексного экосистемного подхода, ориентированного на восстановление естественных процессов. 4.Необходимо уделять внимание морскому, прибрежному водосборному бассейнам, обеспечивая, чтобы вопросы сотрудничества в области планирования и управления затрагивались на всех уровнях государственного управления, во всех секторах экономики. 5.Проблемы, связанные с европейскими морями, должны рассматриваться комплексно, чтобы разрабатывалась и осуществлялась общая политика во всех пострадавших районах. Экологические проблемы необходимо интегрировать в принимаемые решений во всех секторах экономики. 6.Обеспечивать как можно более широкое участие в полностью прозрачном и полностью ответственном процессе принятия решений в области охраны окружающей среды, постоянно консультируясь с общественностью по экологическим вопросам, предоставляя полный неограниченный доступ ко всем данным, касающимся окружающей среды. 7.Гарантировать регулярные независимые проверки правительства относительно прогресса в области охраны окружающей среды, включая регулярные обзоры состояния имплементации всех соответствующих международных соглашений на национальном уровне. 8.Разрешить частным и государственным компаниям полностью и своевременно информировать о своей деятельности, которая каким-либо образом может повлиять на окружающую среду.
Сферы деятельности организации «Моря подвержены риску» СУДОХОДСТВО Морские суда имеют потенциал стать чистым и устойчивым видом транспорта, но из-за таких проблем, как: морской мусор; сброс нефти в море; использование вредных противообрастающих покрытий; безопасность нефтяных танкеров; перенос чужеродных видов; загрязнение воздуха; изменение климата, судоходному сектору не удается реализовать свой потенциал в достаточной степени. SAR работала над большинством из этих вопросов, влияющих на судоходство, в настоящее время ее деятельность сосредоточена на проблемах морского мусора, сбрасываемого с судов; загрязнения воздуха выбросами парниковых газов.Осуществляя руководство над этой работой, Организация убеждена, что судоходная отрасль для полной реализации своего потенциала должна принять комплексный подход к снижению экологического воздействия. Seas At Risk называет такой подход «чистым судном». «Чистое судно» – комплексно спроектированное и управляемое судно для устранения опасных эксплуатационных сбросов и выбросов. Это судно построено и может быть в конечном итоге переработано экологически приемлемым способом, а в повседневной эксплуатации является энергосберегающим и эффективно использующим ресурсы. Эксплуатация «чистого судна» максимизирует возможности для безопасной и экологической навигации, в то же время, обеспечивает все возможные меры защиты в случае аварии. Для реализации такого замысла необходимо, чтобы судоходный сектор ставил на первый план безопасность и защиту окружающей среды. В некоторых областях судоходства необходимо продолжать исследования и разработки. Если бы все участники сектора применяли технологии и методы, которые в настоящее время используются лучшими операторами, тогда судоходный сектор выполнит 90% пути в направлении внедрения подхода «чистое судно». Некоторые экологические стандарты и правила отстают от существующих доступных технологий и методов. Seas At Risk сосредоточивает свои действия на устранении разрыва между нормативными стандартами и применением инновационных технологий. Seas At Risk тесно сотрудничает с другими международными организациями, членами Коалиции чистого судоходства, группой объединенных неправительственных организаций, имеющих консультативный статус в Международной морской организации, другими органами ООН, рассматривающими вопросы, связанные с судоходством. МОРСКОЙ МУСОР В моря Европы попадает все большее количество морского мусора, основной частью которого является пластик. Этот загрязнитель, созданный человеком, несет серьезные экологические последствия, а также экономические издержки для морских отраслей и местных органов власти. Данная проблема не имеет границ и не вызвана одним человеком, но может рассматриваться как симптом нашего потребительского общества, последствие производства огромного объема товаров и неприемлемых методов их распоряжения. Научно-практические исследования приводят неопровержимые доказательства огромного вреда, причиняемого морским мусором. Животные могут заглатывать микроскопические частицы пластика или запутываться в сетях. Мусор в морской среде способствует распространению инвазивных видов и опасных патогенных организмов. Эта проблема является результатом неправильного управления отходами на индивидуальном, местном, национальном, европейском, международном уровнях. Seas At Risk основное внимание уделяет повышению осведомленности об имеющейся проблеме и пропаганде эффективных и амбициозных мер политики. Рамочная Директива о морской стратегии (MSFD) является единственным действующим законодательным документом ЕС, который требует от государств-членов ЕС принятия мер по сокращению морского мусора. В соответствии с Директивой государства-члены обязаны устанавливать целевые показатели, осуществлять программы мониторинга, принимать меры по сокращению морского мусора. Целью является достижение «хорошего экологического статуса» к 2020г. Государства-члены должны серьезно относиться к Директиве и проблеме морского мусора, чтобы в дальнейшем реализовать меры, направленные на решение проблем потребления, удаления отходов и сточных вод. Отходы с судов Северное море – одно из самых загруженных в мире районов судоходства. Из морского сектора в Северное море поступает до 40% морского мусора, ежегодно сюда сбрасывается около 20 000 тонн отходов. В Нидерландах 90% пластика, найденного на пляжах, поступает в результате судоходной и рыболовной деятельности Портовые приемные сооружения – это установки для приема отходов с судов в портах. Если плата за их использование слишком высока, то это может подтолкнуть операторов судов и экипажи сбрасывать мусор в открытое море. В ЕС работа портовых приемных сооружений регулируются Директивой ЕС 2000/59/ЕС, в которой говорится, что все порты должны предоставлять адекватные приемные сооружения для отходов с судов и возмещать расходы за счет определенной непрямой пошлины. Директива неточно предписывает действия, что привело к появлению широкого спектра систем приема отходов по всей Европе. Имеются данные, свидетельствующие о появлении свалок отходов. Seas At Risk полагает, что только через общеевропейскую гармонизацию портовых приемных сооружений будет прекращен сброс отходов в море. В рамках работы по морскому мусору, сбрасываемого с судов, организация «Моря подвержены риску» призывает: -внедрить подход «единого окна», который вместе с властями порта несет административную ответственность за прием отходов, что уменьшит путаницу для судоходных агентов и поможет в обеспечении соблюдения и сборе данных; -ввести 100% непрямую плату для всех судов, которые заходят в порт, независимо от того, используют они объекты или нет; -проводить индивидуальные проверки судов на предмет обращения с отходами, выявления загрязнителей и обеспечения соблюдения установленных правил; -контролировать обязательный сброс отходов для всех судов; -обеспечить доступ к приемным сооружениям для рыболовных судов, чтобы они могли выбросить старые орудия лова в специализированном месте, а не в открытое море. РЫБОЛОВСТВО Известно, что чрезмерный промысел является одной из основных угроз для морского биоразнообразия. Seas At Risk способствует устойчивому управлению рыболовством в интересах рыбаков и окружающей среды. В настоящее время показатель перелова рыбных запасов в Северо-Восточной Атлантике оценивается в 40%, а в Средиземном море – 88%. Перелов не только резко сокращает запасы рыбы – многие из используемых рыболовных орудий оказывают разрушительное воздействие на морские места обитания и на нецелевые виды, такие как дельфины и черепахи. Перелов может вызвать сдвиги в балансе всех морских экосистем за счет крупномасштабного удаления хищных рыб и тенденции «fish down the food web», когда морские живые ресурсы вторичного уровня, являющиеся добычей хищных рыб, занимающих главенствующее положение в трофической цепи, вылавливаются в больших объемах. Однако в последние годы ситуация в Европе улучшается. Происходит постепенное снижение показателя перелова рыбных запасов. В настоящее время Seas At Risk работает в области управления глубоководным промыслом и реализации реформированной Общей политики в области рыболовства, уделяя особое внимания разработке региональных планов вылова и управления на уровне ЕС и региональном уровне через Консультативные советы по рыболовству. Seas At Risk вместе со шведской неправительственной организацией «Секретариат по рыболовству» работает над экологически обоснованными решениями, принимаемыми Советом министров и Европейским парламентом. SAR осуществляет подготовку информационных сведений по вопросам рыболовства, что включает анализ и комментарии с экологической точки зрения по ключевым предложениям по каждому проекту Совета по рыболовству, которые направляются министрам, соответствующим членам Европейского парламента, их консультативным сотрудникам, а также многим другим заинтересованным сторонам. КЛИМАТ И ОКЕАНЫ Увеличение объемов выбросов парниковых газов ведет к глобальному изменению климата с катастрофическими долгосрочными последствиями для морской среды. Предотвращение повышения температуры является самой важной и неотложной задачей, стоящей перед человечеством, требующей действий со стороны всех отраслей, включая морскую отрасль. Повышение температуры повлияет на весь мир природы и окажет глубокое воздействие на морскую среду. Эти последствия будут включать: изменения в циркуляции океана, изменения солености и содержания кислорода, подкисление океана, изменения видов (включая коммерческие виды рыб), изменение миграционных маршрутов, повышение уровня моря. Все это приведет к существенным и во многих случаях невыносимым дополнительным нагрузкам на морские экосистемы, которые уже испытывают давление от деятельности человека. Люди, живущие вблизи прибрежной зоны, будет страдать от наводнений, а изменения погодных условиях приведут к засухе и повсеместному дефициту продовольствия. На основе работы, проведенной Межправительственной группой экспертов по изменению климата (IPCC), многие участники, включая Европейский Союз, согласились с тем, что повышение температуры более чем на 2ºC является опасным и политика должна быть направлена на сдерживание роста температуры. Организация «Моря подвержены риску» полагает, что риски, связанные с повышением температуры даже на 2ºC слишком велики и что государственная экологическая политика должна быть более жесткой. Однако для этого потребуются огромные усилия со стороны всех стран и всех секторов экономики, и те, кто в наибольшей степени вносят вклад в выбросы парниковых газов, должны нести большую ответственность. Особое внимание Seas At Risk уделяет в этом вопросе морской сфере и помимо привлечения внимания к серьезным последствиям для морской среды от изменения климата, Организация настаивает, чтобы ключевые морские отрасли, такие как судоходство, сыграли свою роль в сокращении выбросов парниковых газов и борьбе с угрозой изменения климата. Seas At Risk является членом сети Climate Action Network Europe. МОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Основная задача Рамочной Директивы о морской стратегии (MSFD) 2008/56/EC заключается в достижении «хорошего экологического статуса» (GES) во всех европейских водах к 2020г. Для реализации этой цели страны должны разработать морские стратегии. Seas At Risk считает, что соответствующие стратегии должны выходить за рамки обычного бизнеса, включать амбициозные цели и эффективные меры. Рамочная Директива о морской стратегии является первой всеобъемлющей частью европейского законодательства, специально предназначенного для защиты морской среды. Она предусматривает реализацию экосистемного подхода к управлению деятельностью, оказывающей воздействие на морскую среду. Директива содержит 11 показателей с подробным описанием, как будет выглядеть окружающая среда, когда «хороший экологический статус» будет достигнут. Сюда относится: биоразнообразие, некоренные виды, коммерческие виды рыб, эвтрофикация, морской мусор, загрязнители и другое. Решение Еврокомиссии, принятое в 2010г. об установлении критериев и методологических стандартов для «хорошего экологического статуса» морских вод, содержит ряд дополнительных критериев и стандартов, которые помогут государствам-членам определить, что представляет собой GES в отношении этих 11 показателей. В соответствии с Директивой государствам-членам необходимо поэтапно разработать морскую стратегию. В 2012г., в соответствии с требованиями Директивы, страны провели первоначальную оценку состояния окружающей среды своих морей, описали, что означает «хороший экологический статус» для этих морей, и определили набор экологических целей и показателей для достижения GES к 2020г. В 2014г. были разработаны национальные программы мониторинга, в 2015г. разработаны программы мер по достижению GES к 2020г., которые включают меры пространственной защиты, способствующие созданию морских охраняемых районов. Морские экосистемы не признают политических границ, поэтому Директива налагает обязательство на региональное сотрудничество, тем самым, повышая роль конвенций о региональных морях (например: Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики). Seas At Risk сотрудничает с региональными и национальными неправительственными организациями, чтобы обеспечить их согласованный вклад в осуществление Директивы, путем разработки руководств, организации семинаров, участия в рабочих группах, созданных Еврокомиссией при участии государств-членов, а также интеграция MSFD с другими соответствующими политиками, такими как Общая политика в области рыболовства, «Голубой рост», судоходство. АКВАКУЛЬТУРА Европейский Союз стремится увеличить производство аквакультуры, чтобы удовлетворить растущий спрос на морепродукты, а также способствовать экономическому росту и увеличению числа рабочих мест. Но, несмотря на значительный прогресс в улучшении экологических показателей сектора, необходимо решить ряд экологических проблем. SAR регулярно вносит свой вклад в процессы разработки политики аквакультуры ЕС, чтобы обеспечить устойчивое развитие сектора. В то время, как глобальная аквакультура показала впечатляющие показатели роста около 7% в год, рост европейский аквакультуры приостановился в последнее десятилетие, в настоящее время, обеспечивая только 10% морепродуктов, потребляемых в ЕС. Поэтому разрабатываются различные стимулы для увеличения производства аквакультуры в ЕС. Стратегия «Голубой рост» выделяет этот сектор в качестве одного из его приоритетов. Несколько мер по стимулированию аквакультуры включены в Общую политику в области рыболовства и деятельность нового Европейского морского и рыболовного фонда. Seas At Risk особенно обеспокоена сильной зависимостью сектора от чрезмерного промысла, постоянного использования неустановленного количества медикаментов и химических веществ, неэффективного управления заболеваниями и более широких экосистемных воздействий, которые пока еще не определены из-за отсутствия исследований и достоверных данных. Пока ЕС будет продолжать практику морского рыбоводства некоторых видов (голубой тунец, европейский угорь), находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Список Международного союза охраны природы, сектор аквакультуры не будет устойчиво развиваться. Вместе с другими заинтересованными сторонами Seas At Risk в настоящее время работает над созданием Европейского консультативного совета по аквакультуре в соответствии с требованиями реформированной Общей политики в области рыболовства. СТРАТЕГИЯ «ГОЛУБОЙ РОСТ» Seas At Risk работает над тем, чтобы защита окружающей среды лежала в основе любой долгосрочной экономической повестке дня и полностью соответствовала цели ЕС «хороший экологический статус» к 2020г. Стратегия ЕС «Голубой рост» в целях экономического роста и занятости определяет 5 приоритетных областей: возобновляемые источники энергии в океане, аквакультура, морской и прибрежный туризм, эксплуатация и добыча морских минеральных ресурсов, «голубые» биотехнологии. Для большинства этих секторов масштабы воздействия на окружающую среду весьма неопределенны и частично неизвестны. Поэтому Seas At Risk выступает за осторожный подход, учитывающий ограничения роста, установленные в соответствии с целью ЕС «хороший экологический статус». Стратегия «Голубой рост» признает морские экосистемы и их защиту как «важный элемент устойчивого развития». Видение Seas At Risk заключается в том, что здоровые морские экосистемы должны быть не просто «зеленой опорой», а быть центральными в устойчивом развитии морской деятельности. Необходимо сосредоточить внимание на устойчивой экономической деятельности, отвечающей потребностям нынешнего и будущих поколений, обеспечивающей процветание для общества, а не концентрировать внимание на росте ради роста. Следует соблюдать принцип предосторожности, избегая наращивания объемов деятельности (добыча полезных ископаемых в глубоководных районах), истощающих ограниченные морские ресурсы и наносящих необратимый ущерб экосистемам. Морское пространственное планирование является важным инструментом для обеспечения устойчивого использования морских пространств, экосистемных услуг и ресурсов. Директива ЕС о морском пространственном планировании (2014/89/ЕС) предусматривает общую структуру, предоставляя ее государствам-членам для дальнейшего определения как осуществлять планирование и что в него входит. Эффективность реализации Директивы будет зависеть от разработки руководящих указаний по эффективной практике и обмену опытом и методологиями. Seas At Risk способствует, чтобы при морском пространственном планировании применялся экосистемный подход, подкрепленный целевыми показателями «хорошего экологического статуса» и обеспечивалась успешная практика консультаций с заинтересованными сторонами при участии общественности.
Организация «Моря подвержены риску» управляется Генеральной Ассамблеей, состоящей из делегатов организаций-членов, направляющих только одного своего представителя. Ассамблея собирается один раз в год для обсуждения и согласования рабочей программы Организации в соответствии с установленнным бюджетом. Между заседаниями Генассамблеи сотрудники Seas At Risk и представители от организаций-членов сотрудничают в тематических группах по вопросам политики, в которых участвуют тематические эксперты от каждой организации. Комитет управления отвечает за то, чтобы программа работы Организации выполнялась эффективно и в соответствии с бюджетом. Комитет состоит из Председателя Ассамблеи, секретаря, казначея и не более двух других участников Генассамблеи. Члены Комитета избираются из числа делегатов, представляющих организации-члены. Исполнительный директор несет ответственность за повседневное руководство организацией. Наряду с персоналом, отвечающим за политику, в Seas At Risk также есть группа поддержки по предоставлению административных, коммуникационных, финансовых услуг в случае необходимости.
Членами Seas At Risk являются 34 национальных/международных природоохранных неправительственных организаций из 17 стран. Среди них: Archipelagos (Греция) – Институт сохранения морской среды; BUND (Германия) – Ассоциация по охране природы и окружающей среды; Европейское экологическое бюро по окружающей среде; Агентство по экологическим исследованиям; Общество по охране морской среды (Великобритания); Danmarks Naturfredningsforening (Дания) – организация по охране природы и окружающей среды; ENT Foundation – частный исследовательский центр (Испания); Fish4tomorrow (Мальта) – неправительственная организация, целью которой является создание культуры устойчивого рыболовства и потребления морепродуктов; France Nature Environnement (Франция) – сеть из более 3000 ассоциаций, работающих в области охраны окружающей среды; Good Fish Foundation (Нидерланды) – работает с европейскими компаниями, чтобы ускорить переход к устойчивой цепочке поставок морепродуктов и устойчивому развитию аквакультуры; Grupo de Estudos de Ordenamento do Territorio e Ambiente (Португалия) – общенациональная некоммерческая неправительственная организация, независимая от политической, экономической, религиозной или иной принадлежности; Legambiente – экологическая организация Италии; Levende Hav – Датское общество живого моря работает для сохранения морского ландшафта, обеспечения многообразия морской флоры и фауны, чтобы промысел основывался на экологических принципах; Liga para a Protecção da Natureza – экологическая ассоциация Португалии; The MARE Foundation (Польша) – фонд по защите морской среды Балтийского моря Mediterranean SOS Network (Греция) – некоммерческая неправительственная организация, занимающаяся вопросами, связанными с окружающей средой и культурой на евро-средиземноморском уровне; Natuurpunt – бельгийская неправительственная организация, управляющая и поддерживающая сеть природных парков и центров Бельгии; Norges Naturvernforbund – крупнейшая природоохранная организация Норвегии; Oceancare (Швейцария) – организация, работающая с целью защиты морских млекопитающих и океанов; Project AWARE – это растущее движение аквалангистов, защищающих Мировой океан; Quercus – крупнейшая экологическая неправительственная организация Португалии; Retorna (Испания) – платформа, объединяющая более 15 членов от различных НПО, включая потребительские и экологические группы, профсоюзы и перерабатывающие отрасли; Sciaena (Португалия) – неправительственная организация, которая занимается разработкой, внедрением и поддержкой морских экологических проектов, содействует устойчивому использованию прибрежных и морских ресурсов, выступает за комплексное развитие ассоциированных сообществ; Sea First Foundation (Бельгия) – информирует и обучает широкую общественность, в частности детей, о важности Мирового океана и о том, какие угрозы существуют для морской среды; Stichting De Noordzee (Нидерланды) – профессиональная неправительственная организация, занимающаяся исключительно вопросами Северного моря; Sunce – одна из ведущих организаций гражданского общества Хорватии, работающая в области охраны окружающей среды и охраны природы; Surfers Against Sewage (Великобритания) – экологическая благотворительная организация, защищающая океаны, моря, пляжи; Surfrider Foundation Europe – некоммерческая организация, занимающаяся защитой, сохранением, улучшением и устойчивым управлением океаном, морем, береговой линией; Sustainable Water Action Network – зонтичная сеть из 26 ведущих экологических групп Ирландии, которые совместно работают над защитой гидроресурсов Ирландии, участвуя в реализации Рамочной Директивы ЕС по водной политике (WFD), Рамочной Директивы о морской стратегии и других политик, связанных с водными ресурсами; Svenska Naturskyddsföreningen – крупнейшая природоохранная организация Швеции; Voice of Irish Concern for the Environment (Ирландия) – экологическое движение, направленное на уважительное отношение к планете и реализации мер по защите окружающей среды; De Waddenvereniging – Общество по защите Вадденского моря (Нидерланды); Whale and Dolphin Conservation – международная благотворительная организация, занимающаяся сохранением и защитой китов и дельфинов; Всемирная защита животных – международная некоммерческая организация по защите животных, действующая более 30 лет.
-Брошюра об организации «Моря подвержены риску» -Как улучшить законодательство ЕС по борьбе с морским мусором -Рекомендации по совершенствованию Директивы ЕС по портовым приемным сооружениям
|
// Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.