PEMSEA – Partnerships in Environmental Management for the Seas of East Asia / Партнерство по управлению окружающей средой морей Восточной Азии (ПЕМСЕА)____________________________________________ PEMSEA – Partnerships in Environmental Management for the Seas of East Asia Партнерство по управлению окружающей средой морей Восточной Азии (ПЕМСЕА)
PO Box2502,
Tel.: +63 (2) 929-2992 E-mail: info@pemsea.org Website: www.pemsea.org ____________________________________________
PEMSEA – межправительственная организация, действующая в Восточной Азии для развития и поддержания здоровых океанов, прибрежных районов, общин и экономики в регионе. декабрь 1993г. – Глобальным экологическим фондом (GEF) запущен первый международный проект по водным ресурсам. Значительное внимание было уделено предупреждению и управлению загрязнением морской среды путем: -создания комплексного управления прибрежной зоной (ICM) пилотных участков в Сямыне (Китай) и заливе Батангас (Филиппины); -мобилизации субрегиональных усилий (Индонезия, Малайзия, Сингапур) для решения проблем загрязнения морской среды в Малаккском проливе и проливе Сингапура; -укрепления потенциала, особенно в развивающихся странах, таких как: Камбоджа, Китай, КНДР, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам. Проект «Предупреждение и управление загрязнениями морей Восточной-Азии» был реализован в рамках Программы развития ООН (ПРООН) и выполнялся Международной морской организацией (IMO). В тоже время Правительство Филиппин инициировало проведение регионального проекта при поддержке Департамента охраны окружающей среды и природных ресурсов в Кесон-Сити, метрополисМанила.
сентябрь 1999г. – успешно завершен первый этап пилотного проекта, что привело к укреплению доверия и признания необходимости развития партнерских отношений с заинтересованными сторонами в решении возрастающих экологических проблем в морях Восточной Азии.
октябрь 1999-2007гг. – при поддержке ГЭФ, реализуется второй этап проекта с акцентом на создание межправительственного, межведомственного и межсекторального Партнерства по управлению окружающей средой морей Восточной Азии. Проект получил аббревиатуру PEMSEA (Partnerships in Environmental Management for the Seas of East Asia). Цели проекта ПЕМСЕА включали: 1. Разработку и внедрение комплексных подходов к управлению использованием земельных и водных ресурсов – от бассейнов рек до прибрежных морей, среди стран-участниц в ответ на проблемы изменения климата, повышения уровня моря, потери биоразнообразия, истощения морских ресурсов, значительного ухудшения качества воды и увеличения конфликтов многократного использования участков в прибрежных и морских районах; 2. Развитие людских ресурсов в области планирования и устойчивого управления прибрежными и морскими районами с помощью инновационных программ развития потенциала, таких как: содействие горизонтальному обучению среди заинтересованных сторон, обучению на рабочем месте, а также применение формальных и неформальных учебных программ; 3. Представление комплексного управления прибрежной зоной (ICM) в качестве систематического и эффективного подхода по управлению земельными и водными ресурсами, используемых в прибрежных районах, а также расширение масштабов инициатив ICM; 4. Разработка и внедрение устойчивого регионального механизма для расширения национальных и региональных обязательств по защите и управлению прибрежной и морской средой морей Восточной Азии.
декабрь 2003г. – правительства 12 участвующих стран (Бруней, Камбоджа, Китай, КНДР, Индонезия, Япония, Малайзия, Филиппины, Корея, Сингапур, Таиланд, Вьетнам) и совместные партнеры приняли Стратегию устойчивого развития морей Восточной Азии (SDS-SEA). Это документ, в котором излагается общее видение, коллективные стратегии и подходы для достижения целей устойчивого развития в данном регионе. Реализация SDS-SEA требует долгосрочных обязательств, реформ политики, применения стратегических мер по управлению и привлечения значительных финансовые ресурсов.
июнь 2007г. – Совет Глобального экологического фонда утвердил первый этап проекта на 10-летний период (2007-2017 гг.) для реализации SDS-SEA, что облегчает преобразование ПЕМСЕА в самоподдерживающийся механизм регионального управления. GEF заявил, что будет оказывать необходимую финансовую поддержку, чтобы покрыть дополнительные расходы для решения региональных экологических проблем, которые имеют глобальное значение, посредством реализации SDS-SEA.
Партнерство по управлению окружающей средой морей Восточной Азии, призвано поддерживать местные общины прибрежных районов Восточной Азии, способствовать развитию устойчивых и жизнеспособных морей и океанов с помощью интегрированных решений для управления и развития партнерства. PEMSEA позволяет решать широкий круг приоритетных вопросов, координируя использование ресурсов, навыков и опыта для эффективного осуществления Стратегии устойчивого развития морей Восточной Азии (SDS-SEA).
Министерский форум Ключевым компонентом регионального механизма ПЕМСЕА является Министерский форум – трехгодичное мероприятие, предоставляющее возможность для заинтересованных членов правительств региона встретиться и принять участие в диалоге по вопросам политики. Министерский форум обеспечивает направление, имеющее отношение к ключевым проблемам регионального сотрудничества и выражает выполнение международных обязательств, связанных с устойчивым развитием. МФ получает отчеты от Совета партнерства морей Восточной Азии и рекомендации от трехгодичного Конгресса EAS. На сегодняшний день, было проведено пять Министерских форумов, на каждом из которых были приняты важные документы, акцентирующие внимание на системе устойчивых ресурсов морей Восточной Азии, а именно: -2003г. – Путраджайская декларация регионального сотрудничества по устойчивому развитию морей Восточной Азии официально принимает Стратегию устойчивого развития морей Восточной Азии (SDS-SEA) в качестве общей платформы для регионального сотрудничества, а также в качестве основы для разработки и реализации политики и программ на национальном и местном уровне. -2006г. – Соглашение о партнерстве по реализации Стратегии устойчивого развития морей Восточной Азии, подписанное в Хайкоу. Документ устанавливает координационные и оперативные механизмы по реализации SDS-SEA, содержит приложение о Договоре операционного партнерства, где описываются роли и обязанности стран-участниц и партнеров из стран, не являющихся членами PEMSEA. -2009г. – Манильской декларации об активизации реализации комплексного управления прибрежной зоной по устойчивому развитию и адаптации к изменению климата. Декларация подчеркивает приверженность стран-участниц целям укрепления и ускорения реализации комплексного прибрежного планирования. -2012г. – Чангвонская декларацию о направлении к синей экономике: движение вперед со стратегией устойчивого развития морей Восточной Азии. Документ подписан в поддержку регионального сотрудничества по реализации 5-летнего плана SDS-SEA, учитывая итоги Рио+20, воплощенные в итоговом документе «Будущее, которого мы хотим» и другие соответствующие международные и региональные обязательства, касающиеся прибрежных районов и океанов. -2015г. – Соглашение в Дананге. Документ пересматривает некоторые положения Стратегии устойчивого развития морей Восточной Азии (SDS-SEA) и устанавливает стратегические цели PEMSEA на период после 2015г.
Региональная морская стратегия Первоначально разработанная Стратегия устойчивого развития морей Восточной Азии (SDS-SEA) представляла собой пакет соответствующих международных конвенций, существующих региональных и международных программных действий, соглашений и документов, а также применимых принципов и подходов к реализации по достижению устойчивого развития морей Восточной Азии. Стратегия не создавала новый набор обязательств, а дополняла существующие. SDS-SEA предлагает региональные рамки для стран и других заинтересованных сторон по осуществлению интегрированных или глобальных обязательств, которые они выполняют, не принимая на себя новые юридические обязательства. SDS-SEA обновлена в 2015г. для решения меняющихся условий в области управления океанами, в свете новых международных и региональных соглашений или принятых к ним поправок. SDS-SEA 2015 обеспечивает основу для разработки политики и программ с дальнейшей их реализацией на региональном, национальном и местном уровнях, чтобы достичь целей и задач, поставленных глобальными документами. Стратегия обеспечивает платформу для сотрудничества между партнерами, участниками Партнерства по управлению окружающей средой морей Восточной Азии и другими заинтересованными сторонами.
Комплексное управление прибрежной зоной (ICM) Многие вопросы управления прибрежной зоной затрагивают различные сектора морской отрасли, включая сектор аквакультуры. Если должным образом не спланировано размещение рыбных ферм, то это может повлиять на безопасность судоходных маршрутов и туристических объектов. Обычный, секторальный подход к управлению, который решает эти проблемы отдельно для каждого сектора, как правило, не достаточный для решения сложных задач в прибрежных районах. Интеграция и координация различных усилий по прибрежному и морскому управлению является основной целью подхода комплексного управления прибрежной зоной (ICM), который оптимизирует деятельность человека, влияющую на устойчивое использование товаров и услуг, производимых прибрежными и морскими экосистемами. Такой подход позволяет преодолеть ограничения традиционного секторального управления за счет: -содействия лучшему пониманию уникальности системы ресурсов прибрежной зоны. С помощью комплексного подхода к управлению, ICM напоминает всем заинтересованным сторонам, что в обеспечении устойчивости прибрежных районов должны участвовать различные секторы, так как их коллективные действия влияют на общую экосистему. -интеграции экологической, социальной и экономической информации. Это гарантирует, что стратегии управления, сформулированные в соответствии с ICM, отвечают на запросы многих пользователей системы прибрежных ресурсов. -развития междисциплинарных подходов и сотрудничества между пользователями и бенефициарами для решения сложных проблем в области развития. Благодаря координации усилий различных заинтересованных сторон по управлению прибрежной зоной их действия не дублируются или не противоречат друг другу, что обеспечивает более эффективную и действенную систему управления. Преимущества ICM За последние 20 лет, комплексное управление прибрежной зоной было применено к десятку территорий по всей Восточной Азии, охватывающих более 31000 км береговой линии. Десятки миллионов людей, проживающих в прибрежных и водосборных районах, получили преимущества от реализации этих действий. ICM помогает местным органам власти достичь целей социально-экономического развития по ряду направлений: -уменьшение загрязнения окружающей среды и обращения с отходами в Сямыне (Китай); -продовольственная безопасность и управление средствами к существованию в Чонбури (Таиланд); -водопользование и управление поставками в провинции Преа Сианук (Камбоджа); -защита среды обитания, восстановление и управление в Батангасе (Филиппины); -предотвращение и управление бедствиями природного и техногенного характера в Дананге (Вьетнам).
Продовольственная безопасность и средства к существованию Неконтролируемое экономическое развитие и высокая зависимость бедных слоев населения от природных ресурсов, которые являются источником средств к существованию, привели к деградации ресурсов и среды обитания, потере биоразнообразия. В результате, в ряде стран региона Восточной Азии существенно снизился потенциал экосистем по предоставлению достаточного объема безопасной пищи, чистого воздуха и воды, защиты от природных и техногенных катастроф. Проблема заключается в том, как остановить или замедлить быстрые темпы сверхэксплуатации ресурсов, ухудшения состояния окружающей среды, разрушения среды обитания, где есть места нерестилищ и нагула рыб. Многие страны приступили к осуществлению усилий, направленных на решение проблем продовольственной безопасности и управление вопросами обеспечения средствами к существованию, связанными с рыболовством, земледелием, экотуризмом. Через рамки комплексного управления прибрежной зоной, страны-члены Партнерства по управлению окружающей средой морей Восточной Азии в сотрудничестве с соответствующими международными и региональными организациями, в процессе разработки стратегических программ действий по обеспечению устойчивого рыболовства и аквакультуры принимают меры, направленные на: -борьбу с незаконным промыслом, путем усиленного контроля со стороны регулирующих органов; -расширение прав и возможностей общин, обеспечивая больший контроль в управлении и защите их ресурсов; -оказание технической помощи в целях содействия более эффективным методам производства рыбных хозяйств и аквакультуры; -сокращение числа рыбаков и перекапитализацию рыболовных флотов; -поддержание рыболовства в пределах максимально приемлемого уровня доходности, имплементируя Кодекс поведения Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций(FAO) для ответственного рыболовства. Процессы комплексного управления прибрежной зоной обеспечивают соответствующую общую структуру управления рыбным хозяйством и аквакультурой, что позволят извлечь выгоду из общей структуры управления. Вопросы рыболовства и аквакультуры были включены в стратегические планы действий в нескольких районах ICM, включая Бали, Батаан, Батангас, Кавите, Чонбури, Дананг, Сукабуми, Сямэнь, залив Манила и море Бохай.
Защита среды обитания Чтобы достигнуть целей устойчивого развития, территориям ICM PEMSEA уделяется значительное внимание в вопросах управления прибрежной и морской средой обитания, таких как: мангровые леса, коралловые рифы, морские водоросли и другие водно-болотные угодья. Для каждого участка ICM определены «горячие точки» загрязнения, чтобы принять меры по приоритетным угрозам для флоры и фауны, путем разработки и реализации программных действий различного уровня по защите, восстановлению и рациональному использованию ресурсов природных сред обитания. С помощью таких действий, прибрежные экосистемы сохранят свое биоразнообразие и будут поставлять товары и услуги на устойчивой основе. Местные инициативы по борьбе с глобальными угрозами Значительный прогресс был достигнут в Сиамском заливе у берегов провинции Чонбури, где была запущена Программа защиты морских черепах. В рамках этой программы, местный муниципалитет и Тайский королевский флот приняли активное участие в сохранении морских черепах. Они установили инкубатории для черепах и призвали местных рыбаков, чтобы они спасали животных, попадающих в рыболовные сети. Черепах после реабилитации выпускали обратно в дикую природу. Такие ежегодные мероприятия были разработаны с целью повышения осведомленности и участия заинтересованных сторон в сохранении прибрежных ресурсов, привлечения местных рыбаков, граждан, а также представителей частного сектора, научных кругов, государственных учреждений и административных подразделений, средств массовой информации. В дополнение к этой деятельности, был реализовано целый ряд других мероприятий по охране и восстановлению мангровых лесов в Манильском заливе, коралловых рифов на Бали и в море Бохай.
Предотвращение бедствий природного и техногенного характера Восточная Азия расположена в области повышенного риска, где природные и антропогенные опасности представляют собой серьезную угрозу. До наступления цунами в Индийском океане в 2004г., программы ICM были сосредоточены главным образом на регулировании воздействия бедствий антропогенного характера, обусловленных сверхэксплуатацией ресурсов, загрязнением окружающей среды, разливами нефти и химических веществ, вредоносным цветением водорослей, наводнениями и оползнями. Цунами в Индийском океане оказало разрушительное действие на прибрежные города Индии, Индонезии, Малайзии, Мальдивских островов, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда и даже Сомали. Хотя на национальном и местном уровнях усилия по смягчению природных катаклизмов и других стихийных бедствий, таких как тайфуны и землетрясения, активно предпринимаются, но кажутся недостаточными, учитывая частоту и тяжесть этих чрезвычайных ситуаций в последние годы. Связь между деградацией окружающей среды, вызванной человеческой деятельностью, и растущей уязвимостью к воздействию стихийных бедствий все чаще находит свое подтверждение. Интеграция оценки и снижение рисков в процессе планирования обустройства прибрежных районов для проектировщиков и менеджеров является ключевой задачей. Укрепление рамок и процессов ICM, посредством оценки риска комплексного морского планирования и землепользования гарантирует, что местные органы власти могут реагировать на стихийные бедствия путем установления культуры безопасности, прежде чем стихийное бедствие нанесет ущерб. Эффективные планы реагирования на природные катаклизмы были реализованы в ряде городов стран-участниц ПЕМСЕА, включая Сямэнь, Дананг и Батангас. Предотвращение и управление чрезвычайными ситуациями Manila Bay Oil Spill Contingency Plan был разработан различными органами местного самоуправления, национальными правительственными учреждениями в сотрудничестве с нефтяными и транспортными компаниями, другими заинтересованными сторонами при техническом содействии Партнерства по управлению окружающей средой морей Восточной Азии. План разграничивает роли и обязанности между учреждениями и заинтересованными сторонами, определяет механизмы реагирования, и устанавливает институциональные механизмы для усиления координации, более эффективной интеграции ресурсов и, в конечном счете, создание потенциала в области действенного управления и уменьшения ущерба морской среде.
Управление загрязнением окружающей среды и отходами Загрязнение морской и прибрежной среды с наземных источников в конечном итоге концентрируется в прибрежных районах, оказывая негативное воздействие на богатые природные ресурсы. Страны и их прибрежные сообщества в значительной степени зависят от природных ресурсов этих прибрежных территорий, и важно, чтобы управление загрязнением было главным вопросом местной и национальной стратегии планирования прибрежной зоны. Стратегические планы действий по сокращению загрязнений были разработаны на всех участках комплексного управления прибрежной зоной PEMSEA. В Восточной Азии находится нескольких районов, имеющих серьезные проблемы с загрязнением, называемые «горячие точки» загрязнения. Большинство местных органов власти уделяют первоочередное внимание проблемам управления отходами для снижения негативного воздействия эвтрофикации, морского мусора, городского мусора и больничных отходов, которые влияют на экологическую чистоту и экономическое благополучие городских центров.
Водопользование и водоснабжение Вода играет важную роль в обеспечении жизни на земле и будет приобретать все большее значение в будущем, учитывая продолжающийся рост населения и экономическое развитие. Возрастают и конфликтующие потребности в воде для бытовых, сельскохозяйственных и промышленных целей в условиях дефицита воды, неполноценной инфраструктуры и ограниченного доступа к воде, разрушение среды обитания и загрязнение окружающей среды, все это влияет на качество и объемы воды. Наличие и доступ к водным ресурсам является одной из наиболее важных проблем, с которыми сталкиваются страны сегодня, и управление водными ресурсами стало одним из главных приоритетов в большинстве стран Восточной Азии, где дефицит водоснабжения угрожает их развитию. Целью программы ПЕМСЕА по водопользованию и водоснабжению является увеличение количества воды, доступной для потребителей, защита водных ресурсов, природных систем, зависящих от воды и взаимосвязанных сред обитания. Управление на основе экосистемного подхода обеспечивает комплексный и целостный подход к управлению – от бассейнов рек до прибрежных и морских районов. Это включает в себя защиту лесов, водосборных бассейнов, поверхностных вод (реки, озера, ручьи) и грунтовых вод для обеспечения адекватного водоснабжения и приемлемого качества воды. Повышенное внимание уделяется продвижению повторного использования воды, рециркуляции и других мер по сохранению, а также модернизации систем водоснабжения и распределения воды для снижения потерь и применения рентабельной технологии, например: опреснения морской воды для предоставления доступного водоснабжения. Многие страны PEMSEA, расположенные в сравнительно богатой водой Юго-Восточной Азии, к сожалению, на протяжении многих лет сталкиваются с проблемой нехватки воды из-за неправильного использования водосборных территорий, уничтожения влажных тропических лесов, сильного загрязнения воды, чрезмерного забора грунтовых вод, нерегулируемого управления земельными ресурсами. Множество учреждений участвуют в управлении водными ресурсами с пересекающимися функциями, поэтому институциональные механизмы должны быть упорядочены, при надлежащем разграничении функций и обязанностей. Кроме того, необходимы политики и программы, которые применяются на местах для регулирования использования и добычи, включая надлежащее распределение среди различных пользователей; снижение уровня загрязнения поверхностных и подземных вод, реструктуризации тарифов на воду. ПЕМСЕА оказывает поддержку местным органам власти в рамках ряда инициатив, связанных с водными ресурсами и продвижения комплексного подхода по решению проблем использования и поставок этих ресурсов.
Совет партнерства морей Восточной Азии (EAS) является ключевым компонентом регионального механизма PEMSEA. В состав Совета входят все участвующие страны и партнерские организации. Совет формулирует программу и операционную политику в поддержку реализации Стратегии устойчивого развития морей Восточной Азии (SDS-SEA), в соответствии с направлением, рекомендациями и обязательствами, предусмотренными Министерским форум, Конгрессом EAS и другими партнерами. Совет партнерства морей Восточной Азии состоит из двух составляющих управления – Межправительственной и Технической сессий.
Межправительственная сессия состоит из представителей стран-членов ПЕМСЕА, но может разрабатывать руководящие принципы, касающиеся участия других партнеров в сессии, если сочтет это целесообразным. МС готовит документы политики, обзоры и программу работы, утверждает бюджетные ассигнования, осуществляет мониторинг процесса, результатов и последствий реализации SDS-SEA. Межправительственную сессию возглавляет Председатель, избираемый из числа представителей стран-участниц. Техническая сессия состоит из всех государств-членов и заинтересованных партнеров. ТС получает технические и научные доклады от партнеров, определяет и оценивает проекты и программы работы, предоставляет технические консультации и информацию, способствует партнерскому взаимодействию по темам, представляющим взаимный интерес. Председателя технической сессии избирают все члены Совета. Совет партнерства EAS избирает Исполнительный комитет для руководства и контроля за выполнением рекомендаций и решений Совета в межсессионный период. Членский состав Исполнительного комитета: Председатель Совета – Антонио Ла Винья (Филиппины) Сопредседатель Совета – Ариф Ювоно (Индонезия) Председатель Межправительственной сессии (МС) – Чжан Хайвен (Китай) Сопредседатель МС – Ву Тхань Ка (Вьетнам) Председатель Технической сессии (ТС) – Макото Харунари (Япония) Сопредседатель ТС – Джей Руонг О (Корея)
Управленческий аппарат PEMSEA Исполнительный директор – Стивен Адриан Росс. На протяжении многих лет он участвует в реализации ПЕМСЕА через различные направления работы, включая разработку и принятие стратегии устойчивого развития морей Восточной Азии (SDS-SEA) 14 стран, а также разработку, демонстрацию и расширение программ в области комплексного управления прибрежной зоной. Стивен Адриан Росс является техническим консультантом по экологической политике с многолетним опытом по наращиванию потенциала и реализации устойчивого развития прибрежной зоны в Восточной Азии, с большим опытом работы в углублении партнерских отношений с национальными и местными правительствами, международными организациями, частным сектором и университетами в регионе. Директор по стратегическим инициативам– Райан Уиснант направляет инициативы частного сектора PEMSEA, включая консультационные услуги, региональное бизнес-партнерство и инвестиционные услуги для устойчивого развития прибрежных территорий. Заместитель руководителя ПЕМСЕА по вопросам планирования и развития партнерства – Чже-Ен Ли содействует развитию сотрудничества между партнерами Организации путем совместного планирования и разработки проектов в поддержку реализации Стратегии устойчивого развития морей Восточной Азии (SDS- SEA). Он также выступает в качестве регионального менеджера PEMSEA в Корее. Специалист по управлению образованием и услугам по сертификации – Ренато Кардинал ответственен за разработку, тестирование и проверку Кодекса комплексного управления прибрежной зоной (ICM), включая разработку системы признания и сертификации в соответствии с международными стандартами ISO 9001 Система менеджмента качества, ISO 14001 Система экологического менеджмента и другими стандартами.
Секретариат Кэтрайн Роуз Галлардо отвечает за координацию услуг Секретариата PEMSEA с различными региональными партнерами и механизмами управления Организацией, несет ответственность за мониторинг и предоставление отчетов о прогрессе, достижениях и недоработках в реализации региональной морской стратегии ПЕМСЕА, готовит ежегодные доклады о достигнутых результатах. Специалист по финансам – Мари Энн Дела Пена ответственна за анализ процессов, финансовый контроль, бюджетное планирование и аудит, также работает над привлечением финансовой поддержки для Организации в достижении поставленных целей. Старший специалист по комплексному управлению прибрежной зоной (ICM) – Нэнси Бермас участвует в разработке и осуществлении программ по наращиванию потенциала ICM на региональном, национальном уровнях, предоставляет консультации и техническую поддержку заинтересованным сторонам в применении процессов и инструментов ICM. Членами Партнерства по управлению окружающей средой морей Восточной Азии являются 11 стран Камбоджа, Китай, Индонезия, Лаос, Япония, КНДР, Филиппины, Корея, Сингапур, Восточный Тимор, Вьетнам. Сеть ПЕМСЕА также включает в себя 20 неправительственных организаций – научных учреждения, отраслевых ассоциаций и региональных программ, среди которых: Международный cоюз охраны природы (IUCN), Международный институт океана (IOI), Корейский морской институт (KMI), Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО (IOC-UNESCO), Международный центр экологического менеджмента замкнутых морей (EMECS), Морская лаборатория Плимута (PML).
-Стратегия устойчивого развития для морей Восточной Азии -Tropical Coasts Magazine – журнал, посвященный проблемам моря и прибрежной зоны в странах Восточной Азии
|
// Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.