Какой ценой обойдётся Беларуси выход к морю?
Просмотров: 2976
28 ноя 2017
Подписанный между Беларусью и Польшей меморандум о
восстановлении водного пути Е-40 вызвал у экологов и общественности много
вопросов, передает «Зялёны Партал».
Глобальный проект судоходного маршрута, соединяющий
Балтийское и Чёрное моря, затрагивает «сердце» беларусской природы — Припятское
Полесье.
Е-40 — это судоходный маршрут длиной более 2000
километров. Он проходит по территории Польши, Беларуси, Украины. Работа над
проектом «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр —
Висла» началась в 2014 году. Для изучения всесторонних вопросов была создана
трансграничная комиссия, в состав которой вошли представители министерств,
научно-исследовательских институтов, транспортных, логистических и
природоохранных организаций трёх стран.
Проект предусматривает, что водный путь станет новым
торговым маршрутом между портами Балтийского и Чёрного морей и позволит
перевозить до 4 млн тонн грузов в год. Однако оптимизм от возможных
экономических эффектов меркнет на фоне масштабных гидротехнических работ,
которые нужно провести для восстановления пути. Планируемый судоходный отрезок
проходит по территории так называемых лёгких Европы — Припятского Полесья.
Обеспокоенность экологов вполне понятна. Чтобы
гарантировать прохождение судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьёзным
гидротехническим изменениям.
На беларусской стороне предлагается строительство
нескольких плотин, пропускных шлюзов, обвалование Припяти и спрямление её
русла.
Изменение гидротехнического режима реки в
значительной степени повлияет на местную флору и фауну. Больше всего проект
«ударит» по национальному парку «Припятский» и ландшафтному заказнику «Средняя
Припять».
Гидротехнические работы по прокладке судоходного
пути затронут также местность, где находятся объекты историко-культурного
наследия и проводятся археологические раскопки.
Кроме беларусских экоактивистов обеспокоены и украинские
экологи, которые утверждают, что разработка судоходного пути может
потревожить илистые отложения Киевского водохранилища, где имеются накопления радионуклидов.
dle
|