EMSA – European Maritime Safety Agency / Европейское агентство по безопасности на море (ЕАБМ)____________________________________________ EMSA – European Maritime Safety Agency Европейское агентство по безопасности на море (ЕАБМ)
Praça Europa, 4
Tel.: +351 21 1209 200 Fax: +351 21 1209 210 Website: www.emsa.europa.eu ____________________________________________
EMSA – децентрализованное агентство Европейского Союза, обеспечивающее контроль исполнения европейского законодательства в сфере морской безопасности. Основной причиной создания Европейского агентства по безопасности на море в 2002г. явилось произошедшее ранее кораблекрушение грузопассажирского парома типа «ро-ро» Estonia (1994г.), повлекшее за собой огромные человеческие жертвы, а также катастрофы нефтяных танкеров Erika (1999г.), Prestige (2002г.) в результате которых, разливы нефти нанесли серьезный ущерб морской среде, прибрежным территориям Испании и Франции, что негативно отразились на экологической и экономической обстановке. Последствия аварийных ситуаций подтолкнули руководство Европейского Союза принять ряд директив относительно безопасности на море, создать специализированное агентство, занимающееся реализацией, контролем законодательства, закрепив данное решение в Регламенте Европарламента и Совета под номером 1406/2002 от 27 июня 2002г.
Ключевая роль Агентства – оказывать техническую помощь, поддержку Европейской Комиссии, государствам-членам в разработке, реализации законодательства ЕС по морской безопасности, особенно, предотвращения загрязнения морской среды с судов.
Функции ЕАБМ: -решает оперативные задачи в области реагирования на случай загрязнения нефтью, ведет мониторинговые наблюдения за судами с возможностью их идентификации на дальних расстояниях; -предоставляет технические, научные рекомендации Еврокомиссии в области морской безопасности, предотвращения загрязнения морской среды с судов, осуществляя непрерывный процесс оценки эффективности мер на месте; -оказывает поддержку, содействует сотрудничеству между отраслевыми партнерами, морскими службами, Комиссией, государствами-членами, распространяя передовой опыт; -предоставляет помощь Комиссии по контролю за реализацией законодательства Европейского Союза, касающегося: строительства судов, планового технического обслуживания, приема судовых отходов в портах стран Евросоюза, сертификации морского оборудования, безопасности судов, подготовки моряков из стран, не входящих в ЕС, контроль судов государством порта; -управляет, поддерживает набор систем и служб, позволяющих получать, обрабатывать, распространять морскую информацию в отчетах на уровне ЕС о движении судов и их грузов (SafeSeaNet, LRIT Cooperative Data Centre); -осуществляет спутниковый мониторинг (CleanSeaNet), государственный портовой контроль (Thetis), способствуя эффективной работе системы защиты берегов, территориальных вод стран Европейского Союза от загрязнения с судов.
Окружающая среда Судоходство воспринимается как самый чистый вид транспорта, с точки зрения выбросов CO2, но загрязнение вследствие деятельности морских перевозок по-прежнему имеет серьезные последствия для качества морской воды, воздуха, биоразнообразия эстуариев. Сектор судоходства должен стать более устойчивым в целях выполнения обязательств европейского и международного законодательства. Европейская комиссия, государства-члены, представители морской отрасли Евросоюза работают совместно для достижения долгосрочной цели «ноль отходов, с нулевым уровнем выбросов» морского транспорта согласно Европейской экологической и транспортной политики. EMSA несет ответственность за предоставление технических, эксплуатационных, научных консультаций, помощи Европейской комиссии, государствам-членам в области разработки, внедрения, контроля выполнения европейского и международного законодательства. EMSA поддерживает последовательную реализацию требований законодательства, внедрение передового опыта посредством организации рабочих групп по специализированным темам, предоставлению технических отчетов, руководств, учебных курсов. К текущим рабочим зонам ЕАБМ относится: предоставление и использование портовых приемных сооружений для отходов, минимизация отходов на борту судов, деятельность по утилизации судов, контроль загрязнения воздуха, использование альтернативных методов борьбы с выбросами, внедрение нового регулирования MRV (мониторинг, отчетность, проверка), управление балластными водами, применение фильтратов из противообрастающих красок, санкций за загрязнение с судов, разработка правил об ответственности и компенсации.
Расследование аварийных происшествий EMSA предоставляет техническую помощь, реализуя Директиву 2009/18/ЕС, устанавливающую основополагающие принципы по расследованию аварийных происшествий в секторе морского транспорта. Агентство обеспечивает Секретариат необходимыми сведениями, постоянно сотрудничая с органами расследования несчастных случаев, отвечает за поддержание и укрепление Европейской информационной платформы о морских происшествиях (EMCIP) – инструмента для хранения и анализа данных об авариях, отчетах о расследовании, предоставляемых государствами-членами. Мероприятия EMSA направлены на дальнейшее развитие возможностей по расследованию морских аварий и инцидентов государствами-членами, сбору и анализу данных о несчастных случаях на уровне ЕС.
Места убежища для судов Вопрос о местах убежищах для судов, находящихся в бедственном положении постоянно в центре внимания из-за ряда инцидентов на судах Erika (1999), Castor (2000г.), Prestige (2002), Napoli (2007), Flaminia ( 2012). Эти инциденты вызвали дискуссию о пересмотре существующих правил, регулирующих положение судна, нуждающегося в помощи. В декабре 2003г. Международная морская организация (IMO) представила Руководство по местам убежища для судов, нуждающихся в помощи, рекомендовав прибрежным государствам разработать процедуры, позволяющие эффективно и объективно оценить риск предоставления судну порта убежища. Параллельно с этим, в 2002г. была принята Директива 2002/59/ЕС, направленная сформировать систему мониторинга движения судов и информационную систему Сообщества. Статья 20 Директивы обязывает государства-членов разрабатывать национальные планы по решению вопроса о местах убежища для судов, находящихся в бедственном положении. EMSA участвовала в процессе оценки этих планов: Первый шаг требовал признания государствами-членами общих принципов в целях установления национальных планов, согласно 20 статьи. Эти принципы были согласованы в ходе совещания экспертов, организованном EMSA в 2003г. Следующий шаг потребовал от государств-членов направить национальные планы. Проанализировав эти планы, EMSA подготовила доклад, направив его в Европейскую комиссию в сентябре 2003г., установив, что требуется дополнительная информация в отношении оперативного осуществления национальных мер. Третий шаг предусматривал посещения государств-членов Комиссией при поддержке EMSA, чтобы оценить, как они применяли свои планы на практике, собрать дополнительную информацию. Визиты проводились с 2004-2006 гг. В 2004г. Европейское агентство по безопасности на море привлекло независимого консультанта – Скандинавский институт морского права, проанализировавшего существующие механизмы компенсации, их применимость к местам убежища. Результаты исследования направлены Комиссией Европарламенту и Совету. В 2011г. Еврокомиссия запросила от EMSA второе исследование по процедуре компенсации за ущерб, причиненный третьим лицам. В 2012г. Комиссия представила Совету и Европейскому парламенту отчет об ответственности и компенсации за финансовые убытки, понесенные местами убежищ при принятии судна нуждающегося в помощи. После инцидента с судном MSC Flaminia в 2012г. дебаты по местам убежища возобновились. В 2013г. сформирована Группа сотрудничества по местам убежища, под председательством Европейской Комиссии, состоящая из представителей государств-членов ЕС + EEA. EMSA оказывает поддержку этой группе, проведя ряд совещаний группы по сотрудничеству в Лиссабоне в 2013-2014гг., организовав два тренинга по местам убежища – первый в ноябре 2013г. (Роттердам), второй в сентябре 2015г. (Мальта). Агентство выступило в качестве секретариата корреспондентской группы, разработав Оперативные руководящие принципы ЕС по местам убежища в 2014г.
Государственный портовой контроль Вдоль береговой линии Европейского Союза, длиной более тысячи километров, размещено свыше 1 000 отдельных портов, обрабатывающих 3,5 млрд. тонн грузов, принимающих ежегодно около 350 млн. пассажиров. Морские порты обеспечивают 90% внешней торговли Евросоюза и 40% торговли между странами-членами Союза. Морской транспорт должен быть безопасным, надежным, экологически безвредным. Поддерживая эти цели, дополняя системы и процедуры, действующие в каждой стране, Европейским Союзом разработано морское законодательство. Директива 2009/16/EC относительно контроля государством порта с поправками, 3 подзаконными актами составляет его значительную часть. Законодательство имеет цель – обеспечить наличие эффективного контроля по соблюдению международных стандартов судами, заходящими в порты ЕС. Директива 1999/35/ЕС предусматривает систему обязательных обследований для «ро-ро» паромов и высокоскоростных пассажирских судов, которые выполняются принимающими государствами. На EMSA возложена техническая ответственность за мониторинг государственного портового контроля на уровне ЕС. Это включает: оценку функционирования государства порта, систем контроля, созданных отдельными членами Евросоюза, проведение всестороннего анализа глобальных статистических данных, касающихся судов, заходящих в порты ЕС, анализ данных об отдельных инспекциях судов, исследования по оценке рисков, которые используются для разработки целей и процедур по непрерывному улучшению деятельности государственного портового контроля ЕС. Агентство осуществляет ряд вспомогательных задач в области контроля, обеспечивающих общую эффективность системы портового контроля со стороны государств ЕС. Эти задачи включают: -Оказание технической помощи государствам-членам, Комиссии по осуществлению Директивы 2009/16/EC с поправками; -Предоставление, по просьбе Комиссии, технической помощи, включая организацию соответствующих мероприятий по подготовке кадров для государств-кандидатов в члены ЕС, стран-партнеров европейского соседства, стран, являющихся участниками Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Paris MoU); -Оказание помощи Комиссии в публикации информации, относящейся к Директиве 2009/16/EC; -Предоставление информации, статистических данных Комиссии, государствам-членам; -Оказание технической помощи, необходимой для государств-членов и Еврокомиссии при взаимодействии с ИМО, Международной организацией труда (ILO), Парижским МОВ; -Разработка и внедрение, в сотрудничестве с государствами-членами и Комиссией, информационной системы (Thetis), поддерживающей режим контролирующих инспекций со стороны государства порта; -Разработка и внедрение «Гармонизированной схемы сообщества» для обучения и оценивания компетентности инспекторов контроля государства порта, со стороны государств-членов; -Разработка, управление работой программ дистанционного обучения, организация и проведение обучения с помощью семинаров для сотрудников контроля государства порта; -Управление базой данных (RuleCheck) согласно опубликованных ИМО, МОТ документов, регулирующих процедуру контроля судов государством порта.
Морское оборудование Морские происшествия вызывают значительное беспокойство Европейского сообщества, особенно, приводящие к гибели людей, крупным загрязнениям морских районов ЕС, прибрежных территорий государств-членов. Поэтому необходимо иметь на уровне Евросоюза систему, существенно снижающую риск аварий. Важной частью развивающейся системы является разработка и внедрение единых стандартов, обеспечивающих высокий уровень безопасности при эксплуатации оборудования на борту судов под флагом ЕС. Имплементация существующих международных стандартов в морском секторе значительно варьируется по всему миру. Это основная проблема для любой страны или группы стран, желающих обеспечить высокие стандарты безопасности для судов. Учитывая это, Европейский союз принял Директиву 96/98/EC, направленную повысить безопасность на море, предупредить загрязнения морской среды, применяя унифицированные соответствующие международные документы, касающиеся оборудования, находящегося на борту судов, для которого сертификаты безопасности выданы от имени государств-членов согласно международных конвенций, обеспечив свободное перемещение такого оборудования в рамках сообщества. Директива ставят ряд ключевых требований к Европейской комиссии, технические элементы которой стали ответственностью Европейского агентства по безопасности на море. К ним относятся: -подготовка обновлений технических приложений Директивы; -контроль работы группы уполномоченных органов, удостоверяющих безопасность судового оборудования от имени государств-членов; -разработка и управление базой данных ЕС по морскому оборудованию; -оказание технической поддержки Европейской комиссии, предлагая поправки к директиве морского оборудования; -обеспечение технического вклада в работу совместного комитета, управляющего соглашением MRA + между Европейским сообществом и США; -оказание помощи Европейской комиссии в дальнейшей разработке технического приложения к соглашению МРА +.
Equasis и статистика Информационный сервис Equasis в настоящее время признается в качестве важнейшего инструмента, помогая повысить качество обслуживания и безопасность на морском транспорте. Equasis запущен в мае 2000г., после подписания Меморандума о взаимопонимании по созданию информационной системы между Еврокомиссией, Францией, Японией, Сингапуром, Испанией, Великобританией, береговой охраной США. Система представляет информацию по безопасности, связанную с функционированием мирового торгового флота, о проверках государственного портового контроля, класса и покрытия P&I. Информация предоставляется несколькими региональными центрами государственного портового контроля и различными отраслевыми организациями. EMSA представляет Европейскую комиссию в Equasis в качестве члена Наблюдательного Комитета. С начала 2009г. EMSA выпускает ежегодные статистические публикации «Мировой торговый флот». Команда подразделения Equasis поддерживает информационное обеспечение статистическими данными Агентства, необходимое для координации и управления закупками морских данных от поставщиков коммерческих данных. Эти источники включают в себя информацию о характеристиках и движении судов, архивных сведений о судах, несчастных случаях, инспекциях, недостатках, задержаниях, владельцах, поломке, новых сооружениях, оборудовании на борту судов, доступную для сотрудников агентства.
Стандарты безопасности Мониторинг работы Международной морской организации в области стандартов безопасности судов, включая отчеты об изменениях в соответствующем международном законодательстве, является частью задач Агентства, предполагающих техническую оценку представленных документов ИМО и техническую помощь по подготовке представлений в ИМО. Техническая поддержка предполагает пересмотр и внесение необходимых изменений в законодательство ЕС в свете новых международных правил. В настоящее время работа Агентства сосредоточена на остойчивости пассажирских судов типа «ро-ро», являющихся частью мирового флота, работающего под флагами стран-членов Европейского Союза и в водах ЕС. После исследования, завершенного в 2009г., выявлены недостатки в применении действующего международного законодательства в этой области. В 2011г. завершено второе исследование, проведенное в Университете Стратклайда, представлен доклад ИМО и другим форумам с конкретными рекомендациями по безопасности. В исследованиях 2015г. особое внимание уделено причинам крушения и нарушениям остойчивости пассажирских судов типа «ро-ро». EMSA продолжает оказывать техническую помощь в реализации положений Международного кодекса по управлению безопасностью (ISM).
Обучение и сотрудничество Обучение и сотрудничество остаются одним из основных направлений деятельности Европейского агентства по безопасности на море с 2004г. В рамках программы обучения, Агентство оказывает помощь странам ЕС, Норвегии, Исландии в тех областях, где им необходима поддержка. EMSA способствует сотрудничеству, распространяя передовой опыт в областях, связанных с интерпретацией и применением законодательства ЕС по морской безопасности; организует, обеспечивает обучение сотрудников из стран-членов и потенциальных стран-кандидатов, претендующих на членство в Европейском Союзе. В рамках проектов по предоставлению технической помощи, финансируемой Европейской комиссией, EАБМ предлагает сотрудничество и помощь в области морской безопасности, предотвращения загрязнения с судов, решения морских экологических проблем: средиземноморским странам, не являющимся членами ЕС – бенефициарам проекта SAFEMED III; странам Черного и Каспийского морей – бенефициарам проекта ТРАСЕКА II. Помогая морским администрациям определить свои потребности в обучении, EMSA опубликовало перечень учебных курсов с указанием потенциальных бенефициаров, приблизительной продолжительности, краткого изложения основного содержания каждого курса. Сектор обучения и сотрудничества берет на себя ряд задач, включая подготовку и обновление доклада «Обзор европейских морских администраций». EMSA обеспечивает платформу для взаимосотрудничества, системной координации между морскими администрациями стран-бенефициаров.
Посещения и осмотры Проверка реализации морского законодательства ЕС в области морской охраны и безопасности остается одной из важнейших задач Агентства. Существует несколько способов проверки реализации законодательства на практике, включая: выявление пробелов в общей системе безопасности; содействие выработке согласованного подхода в рамках Европейского Союза; повышение эффективности и результативности мер на месте. EMSA проводит визиты в страны Евросоюза и государства-членыЕвропейской ассоциации свободной торговли (EFTA) по просьбе Европейской Комиссии для соответствующего надзора. Статья 3.1 Регламента № 1406/2002 Европейского парламента и Совета от 27 июня 2002г. с поправками, о создании Европейского агентства по безопасности на море гласит: «Для выполнения задач, возложенных на Агентство, помогая Комиссии в выполнении своих обязанностей по Договору о функционировании ЕС, для оценки эффективного осуществления соответствующего законодательства Союза, Агентство осуществляет визиты государствам-членам в соответствии с методологией, установленной Административным советом». Посещения выполняются согласно действующих руководящих документов, утвержденных Административным советом EMSA. Проверки проводятся на основании отдельных правовых актов ЕС, относящихся к соответствующей области (стандарты для моряков, морской безопасности, признанные организации). Инспекции проводятся путем изучения документов, проверки объектов, интервьюирования персонала, просмотра отчетов на выборочной основе. Подход «сверху вниз» применяется ко всем, начиная с центрального компетентного органа до уполномоченных органов власти на национальном, региональном, местном уровне, других соответствующих учреждений. Формула посещений и проверок зависит от сферы деятельности. Можно выделить следующие основные типы: -Мониторинг уполномоченных организаций и стандартов для моряков: Комиссия поручила ЕАБМ проводить оценку соответствия законодательству ЕС, делегировала осуществлять инспектирование признанных организаций, качества морского образования, подготовки и дипломирования моряков в третьих странах от имени государств-членов Евросоюза. -Морская безопасность: Агентству вменена функция по оказанию помощи Комиссии, проведению проверок государств-членов в соответствии с Положением № 725/2004 «О повышении безопасности судов и портовых сооружений». Агентство поддерживает Комиссию в инспектировании национальных администраций, отвечающих за безопасность судов, портовых сооружений, судоходных компаний, уполномоченных организаций по безопасности.
Административный совет контролирует работу, проводимую Агентством и Исполнительным директором, принимает программу работы, бюджет, устанавливает рабочий план для ЕАБМ, в пределах своей компетенции и рамках бюджетной процедуры, годовой план кадровой политики, охватывающий трехлетний период, в соответствии с требованиями положения органа финансового регулирования. Годовой отчет подробно информирует о достижении целей и результатах, соответствующих принципам экономической эффективности, рационального финансового управления. В рамках АС присутствуют представители от всех стран-членов ЕС, Исландии, Норвегии (ЕFTA), 4 представителя от Европейской Комиссии, 4 участника из различных секторов морской отрасли, лишенных права голоса.
Исполнительный директор осуществляет управление EMSA, разрабатывает рабочую программу, предоставляет её для рассмотрения и утверждения в Админсовет, готовит и предоставляет в Совет отчет за истекший год. ИД, имеющий пятилетний срок полномочий, назначается Админсоветом, учитывая заслуги, опыт управленческой работы и навыки администрирования. Выборы и освобождение от должности ИД проводится согласно процедуре. Для утверждения предложенной кандидатуры достаточно 4-5 голосов всех членов, обладающих правом голоса. Европейская комиссия может предлагать кандидатов на должность Директора. В Европейском агентстве по безопасности на море работает менее 200 человек. -Ежегодный обзор морских аварий и инцидентов -Программа EMPOLLEX – программа экспертного обмена о загрязнении морской среды -Информационный бюллетень об обучении и сотрудничестве -Исследование по использованию этилового и метилового спирта в качестве альтернативного топлива -Отчетность HAZMAT в SafeSeaNet – получение точной информации об опасных и загрязняющих грузах на борту судов -Брошюра о IMDATE – морское наблюдение на практике. Использование интегрированных морских услуг -Брошюра о OSRV – сеть реагирования на аварийные разливы нефти – защита европейских морей от загрязнения -Операционное руководство по портам-убежищам -Правила процедуры Административного совета
|
// Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.